luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

Вспоминая 1996г

В с п о м и н а я 1 9 9 6 г

Приближается новая избирательная кампания в России. Накаляются страсти. Ииспользуют всё. Даже сказочные персонажй...

Накануне новых выборов, всё чаще вспоминается самая яркая рекламная кампания России, когда реклама на время стала не пятой, а первой властью.
До сих пор чудо, совершившееся в 1996 г. не перестаёт удивлять. В начале избирательной кампании рейтинг президента Ельцина оценивался в 3- 6%, а в конце избирательной кампании  превысил 53%.
3 из 4 руководителей ПАРНАСА, которые громче всех кричат о необходимости честных выборов, участвовали в избирательной кампании Ельцина.
Давайте вспомним, как это было.
И разберёмся в том, как это было сделано.

 Разочарованные криминальной либерализацией и приватизацией, нищетой большинства и невиданным обогащением кучки людей, россияне не хотели больше голосовать за  Ельцина. В начале 1996 года только от 3% (Лисовский С.Ф. "Политическая реклама. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000 г -1)   до 6 %  россиян (О. Феофанов, "Новые технологии в России", Питер, 2000 - 2) готовы были отдать за него голоса. А на выборах Ельцин набрал почти 54 % голосов.

В своей книге ""Новые технологии в России"", известный рекламист, профессор Олег Феофанов говорит, что «кандидат может рассчитывать на успех лишь в том случае, когда у него «за спиной», во-первых — деньги, а во-вторых — мощная, поддерживающая его организация — партия или движение. И непременно — мощный, компетентный аппарат, свободно опирающийся на различные СМИ и умело, профессионально манипулирующий сознанием избирателей».


Деньги у Ельцина были. Ему предоставили свои кошельки самые богатые люди страны: В Википедии перечислено 9 фамилий:   Борис Березовский, Михаил Ходорковский, Михаил Фридман, Пётр Авен,    Владимир Гусинский,  Владимир Потанин, Александр Смоленский; Владимир Виноградов;  Виталий Малкин. Эти финансовые магнаты объединились между собой, потому что боялись, что, если к власти придёт Зюганов, который к началу 1996 г имел наибольшую популярность, то их  униичтожат. Эта группа людей получила название «семибанкирщина». Всем извечстна скандальная история с деньгами "в коробке из-под Ксерокса."
Феофанов говорит, что, по слухам ,переизбрание Ельцина стоило  1,5 млрд $.

Ельцин был действующим президентом и у него был мощный административный ресурс. На крайний случай предполагался силовой вариант отмены выборов.
«На известной пресс-конференции 20 июня 1996 года руководитель ельцинского избирательного штаба Анатолий Чубайс подтвердил, что сподвижники действующего президента — вице-премьер Сосковец, министр госбезопасности Барсуков, начальник президентской охраны Коржаков — готовили «силовой вариант» отмены выборов» (Василий Авченко ""Теория и практика политических манипуляций в современной России",
http://evartist.narod.ru/text3/11.htm -3). До этого, 17 марта, Думу окружили войсками, демонстрируя такую готовность. Но это был крайний случай. Силу применять не пришлось.

Стали не пропускать на выборы кандидатов, которые могли отобрать у Ельцина голоса. Василий Авченко приводит слова Эдуарда Лимонова, который участвовал в предвыборной кампании Юрия Власова: «Причина отказа в регистрации своей в доску Старовойтовой ясна как божий день. Она, будучи в списках кандидатов, отнимает голоса у Бориса Николаевича Ельцина. Потому её и кинули»

Все крупнейшие СМИ поддерживали Б. Ельцина, скрытая «реклама» присутствовала буквально везде.
Будучи действующим президентом, Б. Ельцин имел возможность издавать указы, вводить в действие законы и иные нормативные документы, влияющие на его популярность в тех или иных кругах.
Во время избирательной кампании было подписано 47 президентских указов, которые Ельцин, после выборов отменил ещё одним указом. «Откровенно пропагандистский характер подавляющего большинства этих указов и постановлений с успехом подтвердился после президентских выборов, «
когда переизбранный на второй срок Б. Ельцин подписал указ "О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе федерального бюджета во втором полугодии 1996 года», — пишет Э. Попов. — Этот документ приостановил, а в ряде случаев и отменил 47 президентских указов и постановлений правительства, а также некоторые законы, изданные и принятые во время избирательной кампании-96» (3)

Был у Ельцина и мощный, профессиональный аппарат имиджмейкеров. Имиджмейкеры очень хорошо оплачивались. По свидетельству О. Феофанова, имиджмейкеры получают 10% от общих затрат кандидата. При общих, предполагаемых затратах 1,5 млрд $, сумму легко подсчитать.

Василий Авченко называет двух основных представителей имиджмейкеров: "Фонд эффективной политики" под руководством Глеба Павловского и рекламное агентство «Премьер-СВ», возглавляемое Сергеем Лисовским.

Олег Феофанов говорит о третьем, американском участнике:  «В разработке концепции предвыборной кампании Бориса Ельцина самое активное участие принимали американские специалисты, возглавляемые Феликсом Брайниным, бывшим нашим соотечественником, эмигрировавшим в США в 1978 году. Именно эта команда построила концепцию предвыборной борьбы Б. Ельцина на резком противопоставлении демократов коммунистам.
Именно по их сценарию изготавливались видеоклипы-«страшилки», показывавшие коммунистов в самом невыгодном свете»

Были проведены детальные исследования электората и характеристик кандидатов.
С. Лисовский пишет, что Москву, например, разделили на 4 сектора: 1сектор – электорат с рыночным мышлением и стабильным доходом. Кандидаты - Брынцалов,  Ельцин, Федоров. 2 сектор - рыночное мышление, нестабильный доход. Кандидаты - Ельцин, Зюганов, Лебедь, Рыбкин, Федоров, Явлинский. 3 сектор – нерыночное мышление, стабильный доход. Кандидаты: Зюганов Жириновский Лебедь. Сегмент 4 - нерыночное мышление. Нестабильный доход. Кандидаты: Зюганов, Жириновский, Лебедь, Шаккум.

Вся кампания велась на чётком противопоставлении «реформаторов» «коммунистам». Использовались мотивы страха и невозможности удовлетворить основные, первичные потребности при возвращении коммунистов. Говорилось о том, что коммунисты начнут убивать, запрещать, морить голодом, начнётся гражданская война.
Основная задача была – демонизировать основных соперников. Такими основными соперниками были Зюганов и Явлинский,  который отбирал у Ельцина голоса на демократическом фланге.

Явлинского пытались заставить снять свою кандидатуру.

Борис Немцов, представлявший Ельцина, на всех углах заявлял, что голоса за Явлинского – выброшенные в мусорный ящик, использовалась деза.
В это время напали на старшего сына Явлинского, отрезали ему палец и отпустили с условием, чтобы он настаивал на снятии Явлинским своей кандидатуры. Нападавших не нашли.
(Интервью на сайте Григория Явлинского и в сети)

 В демонизации Зюганова и коммунистов было несколько направлений.

Было принято  решение — не пытаться переориентировать сложившийся оппозиционный электорат, а активизировать молодёжь, которая обычно является  пассивной политической силой, но, в то время,  больше, чем пожилые люди, поддерживала демократическую власть западного образца и «была более подвержена влиянию рекламы, чем население страны в целом (85% против 66,2%).» [3].
Усиленно раскручивали А. Лебедя, отнимавшего у Зюганова голоса.


За образец была взята кампания президента США Б. Клинтона 1992 года «Выбирай или проиграешь». Основным средством воздействия было избрано телевидение, основными действующими лицами — звёзды эстрады, рока, кино. Широко использовался популярный молодёжный телеканал «МузТВ», каналы ТВ-6, НТВ, РТР.  Были записаны два музыкальных альбома в молодёжном стиле — «Ельцин — наш президент» и «Голосуй или проиграешь». Исполнителями песен на них были популярные певцы А. Малинин, Т. Овсиенко, Н. Расторгуев, А. Серов, С Минаев и др. Центральной композицией стала «Борис, борись!».
Успех имели также многочисленные агитационные туры певцов и киноартистов по городам России. В 10 таких шоу-поездках принимал участие и Б. Ельцин, который тоже пел и танцевал . Работая на стереотип «одного из нас».

Была выпущена серия плакатов, выполненных талантливым плакатистом Юрием Боксером.
Композиция всех плакатов предельно проста - с одной стороны — нечто светлое, с другой — мрачное. Светлое – цветное, мрачное черно-белое. Выше приведен один из плакатов - слева изображены две руки, тянущиеся вверх,  свету демократии, а справа  —наручники, на рис.2 слева, при голосовании за Ельцина – весь земной шар, справа – колючая лагерная проволока.

Одновременно проводилась рекламная кампания «Выбирай сердцем», организованная рекламным агентством «Видео Интернэшнл». Здесь разрабатывались преимущественно телевизионные ролики и наружная реклама. Главной целью кампании стало привлечение на сторону Ельцина тех 30% избирателей, которые не определились, за кого они — за коммунистов или за демократов. Специалисты «Видео интернэшнл» делали  упор на эмоции и всем понятные идеалы. Основой кампании стала серия - несколько десятков роликов: «Верю. Люблю. Здесь в поддержку Ельцина высказывались простые люди, «с улицы». Разных профессий, но небогатые. В поисках добровольцев по стране разъезжали съёмочные группы. Вывод напрашивался сам. Раз эти простые люди за Ельцина, то его поддерживает весь народ.

Перед выборами президента России 1996 г., тиражом 10 млн экземпляров, стала выходить бесплатная еженедельная газета «Не дай Бог!». Печатала она негативные материалы в адрес Геннадия Зюганова — главного соперника действующего президента Бориса Ельцина.
Газета с цветным высококачественным полиграфическим изданием. Её разносили по почтовым ящикам жилых домов. В газете говорили о том, что, в случае прихода Зюганова к власти начнётся гражданская война, массовые аресты, расстрелы, голод. Зюганова сравнивали с Гитлером, который, спекулируя на трудностях, в своё время пришёл к власти. В каждом номере печатались письма «сторонников Зюганова», которые угрожали оппонентам физической расправой. Приводились карикатурные и талантливые фотомонтажи с Зюгановым, которые люди вырезали и наклеивали на стены. В газете публиковались призывы известных людей голосовать за Ельцина.


«Перед вторым туром выборов ко всему этому добавили ещё и стратегию «Коммунизм — война и голод», что прямо перекликалось с биологическим чувством самосохранения и потребности в пищи» [3].
Геннадий Зюганов в ответ мог противопоставить только газеты «Правда»,  «Советская Россия» и некоторые региональные издания.

«Во время выборов президента России в 1996 году московской фирмой «ПОСТЕРпаблисити» была проведена кампания рассылки 6 вариантов письма в 26 модификациях различным группам населения Москвы в количестве более 7 миллионов (адреса для акции предоставило столичное правительство), 60 % опрошенных после вы боров указали на то, что получение письма повлияло на их решение голосовать за Ельцина.»

«По данным Европейского института средств массовой информации (ЕИСМИ), эфирное время, предоставленное кандидатам на ТВ при голосовании 16 июня 1996 г., распределилось таким образом: Б. Ельцин — 53 %, Г. Зюганов — 18 %, В. Жириновский — 5 %, А. Лебедь — 7 %, Г. Явлинский — 6 %, другие — 11%.»

«Рекламное давление избирательной кампании президента было исключительным. В результате среди молодежи в возрасте до 30 лет доля знакомых с политической рекламой Ельцина превысила 90 %, среди тех, кто старше 60 лет — 80 %.  Среди голосовавших за Ельцина все 100 % были знакомы с его телерекламой. Эти и следующие данные были предоставлены Центром социального прогнозирования и маркетинга. 4 % избирателей запомнили в деталях именно рекламу Б. Ельцина, и только 5 % — его призывы и предвыборные обещания. 17 % избирателей считали, что политическая рекламная кампания стимулировала их принять участие в голосовании. Молодежь в этот раз проголосовала вдвое активнее обычного» [2].

Так реклама продемонстрировала, что она может быть и первой властью.

"Бог мой, какую наглость надо иметь, чтобы всерьёз рассуждать о свободных выборах в России!
Чтобы назвать «свободной» эту симфонию подтасовок, эту карикатуру на народное волеизъявление, этот шедевр неравенства условий, которому могут позавидовать бонапарты всех времён и народов, изощрявшиеся в подобных выдумках, чтобы удержаться у власти."(Джульетто Кьеза) (3)

А сегодня, активные участники этой манипулятивной кампании, отстранённые от власти и организовавшие ПАРНАС, кричат о свободных выборах.
Вы им верите? Я - нет

Tags: Ельцин, Политика, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments