luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

Дон Кихот сталинской эпохи.1926 - 1940 годы



ТРАВЛЯ. 1926 - 1940 ГОДЫ.

1926г. является переломным в творческой жизни Михаила Булгакова. Он попадает под прицельный огонь рапповской критики. Критика и раньше не очень жаловала писателя, но после выхода в свет второго издания сборника  «Дьяволиада», в состав которого вошла повесть «Роковые яйца», Булгакова обвинили в прямой враждебности к советской власти, в «злопыхательстве» и в «зубоскальстве». К вою рапповской критики присоединились многие «доброжелатели», которым травля писателя была на руку или которые и раньше его не любили или не понимали. А,  может быть, понимали слишком хорошо, потому что сами были фактическими прототипами его сатирических персонажей.

Масло в огонь подлил и тот факт, что 12 февраля 1926г. на диспуте «Литературная Россия» в Колонном зале Дома Союзов, Булгаков, как и В. Шкловский, требовал прекратить «фабрикацию «красных Толстых»» и утверждал: «Пора перестать большевикам смотреть на литературу с узкоутилитарной точки зрения и необходимо, наконец, дать место в своих журналах настоящему «живому слову» и «живому писателю». Надо дать возможность писателю писать просто о «человеке, а не о « политике »».

Неизвестный осведомитель сообщил об этом выступлении в ОГПУ.
7 мая в квартире Булгакова был произведен обыск, были изъяты машинописные экземпляры повести «Собачье сердце» и рукопись дневника писателя.
 Через три с половиной года по настоянию Горького бумаги были возвращены.

13 мая писатель был вызван в ОГПУ для дачи показаний.

22 сентября Булгакова снова вызывают в ОГПУ. Очевидно, его упрекают за то, что он почти не пишет о рабочих и крестьянах. Вот фрагмент показаний писателя: «На крестьянские темы я писать не могу, потому что деревню не люблю….Из рабочего быта мне писать трудно. Я быт рабочих представляю себе хотя и гораздо лучше, чем крестьянский, но всё-таки знаю его не очень хорошо….. Я очень интересуюсь бытом интеллигенции русской, люблю её, считаю хотя  слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы её мне близки, переживания дороги. Значит, я могу писать только из жизни интеллигенции в советской стране. Но склад моего ума сатирический. Из-под пера выходят вещи, которые, по-видимому, остро задевают общественно-коммунистические круги. Я всегда пишу по чистой совести и так, как вижу. Отрицательные явления жизни в советской стране привлекают моё пристальное внимание, потому что в них я инстинктивно вижу большую пищу для себя (я - сатирик)».

Да, не зря в 1935 г. Б. Пастернак предлагает тост за Булгакова как «за незаконное явление» в советской литературе! Да разве могут многочисленные литературные коньюнктурщики простить такое чувство собственного достоинства и такой талант в исконно тоталитарной стране. Никакого выражения страха и угодничества даже перед ОГПУ! Понятно, что травля писателя усиливается.

5 октября 1926г. – премьера пьесы «Дни Турбиных» (окончательное название пьесы по роману «Белая гвардия») во МХАТе.
11 октября 1926 г. состоялся диспут о «Днях Турбинных » в Доме Печати под названием « Суд над «Белой гвардией»» . На нём говорили о «булгаковщине» , как о реакционном явлении.
 О «Днях Турбинных» писали, что «это – пьеса чужая, враждебная, ядовитая , оскорбительная», автора называли «богомазом», а МХАТ – «театром белой кости». Теоретики РАППа, призывая к борьбе с «булгаковщиной» и «подбулгачниками», ставили творчество Булгакова в прямую связь с обострением классовой борьбы в деревне в период коллективизации . «Булгаков – упадочный писатель в том смысле, в каком им был А. Чехов»- так звучал один из наиболее мягких приговоров писателю.

Имели ли пролетарские критики какие-либо основания для таких выводов? Была ли случайной их оценка?
Конечно, нет.
В стране происходят знаковые события.
Формально в 1924г., а фактически раньше, произошла очень серьёзная смена власти.

В разгар перестройки  многие стали отождествлять Ленина и Сталина, прямо по сталинской версии «курс Ленина-Сталина». Но это не так.

Ленин был интеллигентным человеком, который хотел научить «каждую кухарку управлять государством». А для этого дать ей хорошее образование. Авторитет Владимира Ильича в партии держался на бесспорном признании его интеллектуального превосходства. Первый вождь страны Советов ценил способных интеллектуалов, его старая гвардия из них и состояла.

Ленин был блестящим полемистом и пропагандистом. Он не боялся других мнений; конструктивная критика помогала ему выработать и скорректировать собственное мнение, поэтому при нём дискуссии шли постоянно. Тому есть масса доказательств.
 Жёсткость Владимира Ильича по отношению к тем людям, которых он, иногда, возможно,  ошибочно считал врагами, и вырванные из исторического контекста высказывания или приказы ничего не доказывают. При нём высшая власть принимала меры по отношению к писателям только в экстраординарных случаях. На местах, конечно, было много невежественных людей, но это была историческая данность. Верховные власти воинствующих невежд не воспитывали.

При Ленине крестьяне реально получили землю, а в 1921г. был введён НЭП - «всерьёз и надолго». Булгаков относился к Ильичу весьма уважительно: он был в Колонном зале Дома Союзов, где проходило прощание с телом вождя. Он написал рассказ «Воспоминание», в котором описывал, как ему помогли в аппарате Ильича, когда ему, по приезде в Москву, негде было жить.

И.Бродский. Портрет Сталина. 1929.
Приход к власти И.В. Сталина кардинально менял многое. Сталин был генетическим деспотом; он признавал только единоначалие и силу, ему нужны были абсолютно покорные и бездумные исполнители. Понятно, что интеллигенцию он не любил. Интеллигентные люди, которые могли понять то, что понимать было не нужно, становились попросту опасными для власти, любая критика системы – недопустимой.

Сталин не мог сразу открыто заявить об отмене демократии, он даже не мог сразу принять решительные меры по её ограничению – слишком сильна была ещё старая ленинская гвардия. Он вынужден был действовать постепенно.

  К 1926г. Иосиф Виссарионович уже успел достаточно сильно укрепить свою власть. Начиналось постепенное «закручивание гаек», курс на воспитание в качестве руководства на местах невежественных и абсолютно преданных властям людей, которые, не пытаясь что-либо понять, делали бы любую порученную им сверху работу и, в свою очередь, того же спрашивали с подчинённых.  Воспитание таких людей отныне становилось главной задачей пролетарской литературы.
Выступление Булгакова и Шкловского зафиксировало исторический факт: заказ властей « фабриковать «Красных Толстых»».


Издание 1925 года
История, описанная в «Роковых яйцах» о воинствующем невежде, который с помощью грозного мандата отобрал у учёного его изобретение с целью применения его для «скоростного разведения цыплят в совхозе «Красный луч»» и о том, что из этого вышло, била не в бровь, а в глаз.
 Поэтому  всё нараставшая агрессивность рапповской критики, и не только по отношению к Булгакову, была абсолютно закономерной. Быть мыслящим человеком, а тем более демонстрировать это, в 1926г. было отчаянной  дерзостью.

Ответы Михаила Афанасьевича в ОГПУ в контексте времени просто потрясают своим бесстрашием и, в конечном счёте, определяют его дальнейшую творческую судьбу. Впрочем, как и всё его дальнейшее поведение.
18 ноября 1926г. Булгакова ещё раз вызывают в ОГПУ – пытаются объяснить о чём и как должен писать советский писатель.
Как же ведёт себя писатель?
Так, как будто и рапповская критика, и ОГПУ не имеют для него никакого значения.

Чуть позже, чем «Роковые яйца», в том же 1925г., Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», в которой ещё резче выступает против безнравственности и невежества многих новоиспечённых «руководителей». Он обобщает образ такого руководителя, показывая, что он практически не отличается от цепного пса, которого можно науськать на кого угодно.
2 марта 1926г. он заключает договор с МХАТом на пьесу «Собачье сердце». 19 апреля 1927г. МХАТ расторгает договор в связи с запретом пьесы.

И начинается. Пьесы писателя то принимаются к постановке, то запрещаются. Даже «Дни Турбиных». Впрочем, запрет на постановку этой пьесы вскоре отменяют. Произведения Михаила Афанасьевича в СССР почти не печатают.


Генерал Яков Слащёв, прообрах Хлудова
В 1928г. Булгаков просит разрешение на двухмесячную поездку за границу (за границей его ещё продолжают печатать и ставить), но его не выпускают.
В 1929г. положение ещё ухудшается. В 1928г. писатель заключает договор с МХАТом на пьесу «Бег», в которой показывает  мытарства белоэмигрантов за границей, показывает, что они такие же люди, как и все.
Вокруг пьесы разгораются споры. О ней с восторгом отзывается М.Горький и другие талантливые писатели. Пьесу «Бег» то разрешают, то запрещают.
Наконец, обращаются к Сталину, который выступает против постановки пьесы. После этого на все произведения Булгакова практически налагается запрет.

Михаил Калинин
В июле1929г. Булгаков пишет письма Сталину, Калинину, Горькому и другим с просьбой разрешить выезд из ССССР, «поскольку на родине невозможно добыть средства к существованию».
Выезд не разрешают. Вместо этого политбюро предлагает «перейти к линии на привлечение его к исправлению. »

Николай Булгаков, прототип Николки Турбина
В январе 1930г. Булгаков пишет письмо брату Николаю в Париж, в котором рассказывает о ситуации и о тяжёлом материальном положении.
В знак протеста  писатель выходит сначала из московского союза писателей (1927г.), затем из российского (1930г.).

28 марта 1930г. Булгаков пишет письмо правительству с просьбой или дать возможность эмигрировать или предоставить право работать режиссёром-ассистентом во МХАТе.
В ответ Михаилу Афанасьевичу звонит Сталин и вопрос решается. Начинается работа Булгакова во МХАТе в качестве режиссёра.

Михаил Афанасьевич – «театральный человек», он с головой уходит в работу. За время работы во МХАТе им написаны пьесы «Адам и Ева», «Мольер», « Полоумный Журден», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» (совместно с В.Вересаевым ) и другие; инсценировки «Мёртвых душ», «Войны и мира», «Дон-Кихота»; киносценарии «Похождения Чичикова или мёртвые души», «Ревизор» и так далее. Для самых разных театров и режиссёров. Он занимается переводами пьес Шекспира и Мольера. Но немногие  пьесы Михаила Булгакова дошли до зрителя.


Пьеса «Мольер» была поставлена во МХАТе, но после серии   отрицательных отзывов была изъята из репертуара. Пьеса шла всего 7 раз.
Безуспешны и попытки Михаила Афанасьевича поставить на сценах театров более ранние пьесы, такие, как «Бег» или «Зойкина квартира».


Михаил Булгаков в роли судьи в спектакле «Пиквикский клуб».

В 1934г. Булгаков пробует себя, как актёр. Он выступает в роли судьи в спектакле «Пиквикский клуб».

В 1936г. писатель начинает писать либретто оперы «Минин и Пожарский» для композитора Б.В. Асафьева. Вскоре он покидает МХАТ и переходит на работу либреттистом-консультантом в Большой театр.
Годы, проведенные во МХАТе, дают Булгакову богатый материал для «Театрального романа».
За годы работы в Большом театре писатель, кроме либретто оперы «Минин и Пожарский» пишет либретто  опер «Чёрное море», «Пётр Великий» и т.д. По заказу театра им. Вахтангова, Михаил Афанасьевич начинает работу над инсценировкой «Дон-Кихота».

Булгаков делает ещё несколько попыток съездить за границу, пишет письма Сталину с просьбой помочь ему в этом вопросе , но безрезультатно.


Анна Ахматова
Поражает удивительная порядочность писателя. Даже будучи опальным, он пытается, как может, помогать товарищам, оказавшимся в беде. 30 октября 1935г. к Булгакову приходит А.А. Ахматова с известием об аресте второго мужа и сына, Л.Н. Гумилёва. Михаил Афанасьевич помогает Ахматовой составить письмо Сталину, а Е.С. Булгакова вместе с Ахматовой отвозит письмо в секретариат Сталина.


Николай Эрдман
4 февраля 1936г. Булгаков пишет письмо Сталину с просьбой облегчить положение драматурга Николая Робертовича Эрдмана, которому было запрещено жить в Москве.
Годы с 1934 – годы Большого Красного Террора, и писатель прекрасно понимает, чем рискует. Но не поступается своими убеждениями, считая, что помогать невиновным – его святой долг.

9 сентября 1938г. к писателю приходят завлит МХАТа П.А. Марков и сотрудник литературной части этого театра В.Я. Виленкин с предложением написать для них пьесу о Сталине. Булгаков начинает писать пьесу, получившую название «Батум».
14 августа 1939 г. писатель вместе с постановочной бригадой МХАТа уезжает в Грузию для работы над пьесой «Батум». И получает телеграмму, отменяющую поездку. На обратном пути Булгаков почувствовал резкое ухудшение зрения. Это состояние быстро проходит, но 11 сентября возобновляется то же самое. Врачи ставят Михаилу Афанасьевичу страшный диагноз – гипертонический нефросклероз.
 Булгаков– врач и прекрасно понимает, что это приговор. К тому же, именно от этой болезни умер его отец.
Но он не теряет мужества. Главная его задача – успеть завершить начатые работы. И он работает.

В декабре 1928г. у Михаила Афанасьевича  возник замысел грандиозного романа «Мастер и Маргарита».
Работа над романом продолжалась много лет и почти закончена, осталось внести последние исправления. В это произведение вошло практически всё, что знал великий писатель о Москве ; целая галерея людей искусства и около искусства появляется в этом романе: людей самых разных – смешных и нелепых, жуликов и честных. В романе показан «мастер» и самоотверженная любовь к нему его Маргариты; фантасмагория самых  фантастические сцен. Так же, как и прежде, в этом произведении писатель воюет против непорядочности, лжи, непрофессионализма, воинствующего невежества. В качестве некоторых прототипов он использует реальных людей; он описывает реальные дома и квартиры. И ставит вопрос об ответственности и за содеянное и раскаянии в содеянном, используя линию Христа и Понтия Пилата. И это после Красного террора! Когда воистину было кому каяться и кому отвечать.



Елена Сергеевна Шиловская
"28 февраля 1929, на масляную, в одном из московских домов Булгаковы познакомились с Еленой Сергеевной Шиловской, женой выдающегося военного начальника Е. А. Шиловского. Она стала посещать Булгаковых, подружилась с Любой. Скоро у нее с Булгаковым завязался тайный роман. " (http://poslezavtra.com.ua/tri-zheny-mixaila-bulgakova/)
3 октября 1932 был расторгнут брак Булгакова с Любовью Евгеньевной, а 4-го октября был зарегистрирован брак с Еленой Сергеевной.

Елена Сергеевна стала музой Михаила Булгакова. И его помощницей.
В 1933 году Булгаков официально передоверил ведение всех своих издательских дел Елене Сергеевне.  Кроме того, Елена Сергеевна стала фиксировать в своем дневнике текущие литературные занятия, творческие планы мужа, его деловые встречи, иногда - краткое содержание разговоров, отношение писателя к некоторым общественных, литературных и театральных событий и т.д.
Она неотлучно находилась при смертельно больном муже.


Лёжа, в тёмных очках, писатель диктует последние поправки к   «Мастеру и Маргарите». Он делает записи к задуманной ранее пьесе «Ричард I», но силы оставляют его.

В феврале-начале марта у постели Михаила Афанасьевича  дежурят его близкие и родные.

4 марта – согласно записи Е.С. Булгаковой, этот день проходит так: «Утро. Проснулся… Потом заговорил: «Я хотел служить своему народу… Я хотел жить в своём углу… ( Сергею Шиловскому, пасынку ) Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про Диогена? Я хотел жить и служить в своём углу…я никому не делал зла… ».

Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года. После очень мучительной болезни. “Когда он уже умер, - рассказывала Елена Сергеевна, - глаза его вдруг широко открылись - и свет, свет лился из них. Он смотрел прямо и вверх перед собой и видел, то видел, я уверена. “

Урна с прахом Великого писателя захоронена на Новодевичьем кладбище.

Прошло много лет. Булгакову ставят памятники. Открывают музеи.
Михаил Афанасьевич - один из самых читаемых писателей в мире. Его пьесы ставят в лучших театрах многих стран. Его произведения экранизируются.

Потрясает не только творчество писателя, но и  его порядочность, трудолюбие, профессионализм, верность своим убеждениям и стойкость. Постоянная готовность Дон Кихота сталинской эпохи  к борьбе с воинствующим невежеством и несправедливостью. На любом уровне. Чего бы это не стоило. При любых обстоятельствах.

Вечная память Великому сыну земли русской!

Tags: Искусство, Михаил Булгаков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments