luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

Воспоминания о Марке Бернесе



В Подмосковье, в районной библиотеке, я увидела книгу воспоминаний о Марке Бернесе.
И сразу её схватила. Замечательный артист и певец, Марк Бернес был символом своего времени. Его знали и любили все. Я не встречала человека, который бы не знал , в его исполнении, песен: "Тёмная ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась" , "Я работаю Волшебником" , "Я люблю тебя, жизнь" и  десятки других.

Бернес, действительно, работал волшебником. Он играл так достоверно, что одесситы считали его одесситом, а преступники, однажды, проиграли в карты, и ему пришлось обратиться в милицию.




С Бернесом у меня связаны и воспоминания моего раннего детства. Мне довелось с ним, немного, общаться.
Бернес со мной играл. В игры, которые сам выдумывал. Мы выигрывали попеременно.
Когда он проигрывал, то разыгрывал целые сценки.

Жаловался моим дедушке и бабушке, что я выиграла нечестно. А бабушка и дедушка говорили: "Ой, Марк, как тебе не стыдно так расстраиваться. Ты же взрослый человек, известный артист".
Но Бернес притворялся обиженным и утверждал, что я мошенничала.  Я, сначала, прыгала и кричала, что выиграла честно. Просто, лучше его играла. Потом, мне становилось его жалко. И я тоже начинала его утешать. Вместе с бабушкой  и дедушкой. И он успокаивался и мирился со мной.

Жизнь сложилась так, что больше я с Марком Бернесом не встречалась.
Но очень долго считала, что, в своём дошкольном  детстве, действительно, выигрывала у дяди Марка, а  он, всерьёз, обижался. Такой он был замечательный артист.

Я ничего, толком, о Бернесе не знала.
Поэтому, книга воспоминаний близких ему людей, композиторов и поэтов, с которыми он работал и дружил, оказалась для меня бесценной.

Сын бедного провинциального сборщика утильсырья, с детства влюбившийся в театр, Марк Бернес сделал себя сам.

Юношей он поступил в харьковский музыкальный театр "Миссури". Тогда же появился его сценический псевдоним Бернес. В честь Роберта Бернса.
В 1929 году, окончив театральные курсы в Харькове, он уехал в Москву, в которой у него не было ни родных, ни знакомых.
Бернес стал работать статистом в нескольких московских театрах, потом стал играть небольшие роли.

С 1935 года начал сниматься в кино.
Известность ему принесла роль в фильме "Человек с ружьём". У него там была небольшая роль Кости Жигалёва, для которой Бернес долго искал выразительные средства: одежду, причёску. Нашёл гармошку. И второй режиссёр фильма, Павел Арманд, написал песню для Кости Жигалёва: "Тучи над городом встали". Эту песню, вслед за Костей, запела вся страна.

Открытием для меня оказалось то, что Марк Бернес, оказывается, сам проектировал большинство своих песен.  Выступал, как бы режиссёром-постановщиком. Находил нужные стихи, заказывал музыку, правил стихи и музыку, до тех пор, пока песня не начинала его устраивать.

Он работал и дружил с Фрадкиным, Колмановским, Ваншенкиным, Богословским, Исаковским, Долматовским, Евтушенко и многими другими. Некоторых из них, он открыл.
К нему приходил Владимир Высоцкий. Пел свои песни. Предлагал их Марку Бернесу.
Это дорогого стоит. Высоцкий мало кому свои песни доверял. Бернес отобрал две песни: "На братских могилах" и "Холода, холода". И сказал Высоцкому, что мелодии других песен не для него, а вот  стихи ему нравятся.
Марк Наумович предложил Высоцкому взять его слова и попросить других композиторов написать музыку "под Марка Бернеса". Высоцкий отказался. Но Бернес был его кумиром всю жизнь.

Бернес умел любить и дружить. У него было очень своеобразное чувство юмора, и он , постоянно, кого-нибудь разыгрывал. Сочиняя невероятные сюжеты.

Он был очень обязательным человеком, отвечал на все письма. Когда их стало столько, что не смог на все отвечать сам, попросил друзей помочь. Он многим помогал.

Марк Бернес пользовался всенародной любовью, у него были правительственные награды, но он прожил нелёгкую жизнь. Были периоды, когда его искусство осмеивали, называли пошлым. Бернеса мало снимали в кино.

Его первая, горячо любимая жена, красавица Паола, умерла от рака. Оставив ему маленькую дочь Наташу. Которую он несколько лет воспитывал один. Пока не встретил свою вторую жену, Лилию Бодрову. Тоже красавицу.
Он разговорился с ней на родительском собрании - сын Бодровой Жан и дочь Бернеса, Наташа, учились в одном классе. Понял, что она та, кто ему нужен. Что она будет хорошей матерью его Наташе. И увёл Лилию  от мужа, французского журналиста Люсьена.

Бернес, практически, не расставался со второй женой. Он настоял, чтобы она объявляла его концертные номера. Дети называли Марка и Лилию папой и мамой. Жили дружно. Лилия Бодрова пишет, что Марк подарил ей настоящее женское счастье.
Марк рано умер. В возрасте 59 лет. От рака лёгких. Он отказывался принимать болеутоляющие. Чтобы, до конца, быть в сознании.
За несколько дней до смерти записал новую песню: "Я люблю тебя, жизнь".
Марк Бернес очень любил жизнь.

Он завещал, чтобы, на его похоронах, звучала его песня "Журавли".
Через два дня после его смерти вышел указ о присвоении Марку Бернесу звания народного артиста СССР.

Вот несколько высказываний о Марке Бернесе.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%81,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA_%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.92.D1.8B.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B7.D1.8B.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BE_.D0.91.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B5.D1.81.D0.B5

"Я с Марком Бернесом познакомился, по-моему, в 1936 году, как раз незадолго перед тем, как я полетел в Испанию. Веснушчатый, застенчивый, с чудесной улыбкой, в которой обнажалась вся его душа… А потом началась война. Он был солдатом в душе… Ведь голоса у него большого не было. И он не голосом пел, он сердцем пел." Роман Кармен

"Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни. … Иногда он приходил и говорил: «Это место надо изменить», делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко." Эдуард Колмановский

"Его репертуар безупречен. У него, как ни у кого, было развито чувство отбора. Я даже не верил, что это осуществимо, чтобы он спел мою песню." Константин Ваншенкин

"Успех у Бернеса был ошеломляющим. Если говорить о певцах, то в 50—60-х годах по популярности ему не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!»" Леонид Усач

"По-настоящему он пришел с «Темной ночью» на фронте. Это было такое юношеское воспоминание у меня, которое до сих пор очень сильно… Он был человеком определённого поколения. Война очень всколыхнула нас всех, и естественно, что он занимался военной тематикой. Но этим же не ограничивался круг его деятельности и интересов. И, может быть, в этом и прелесть его, что человек для него гораздо шире, чем просто воин, или просто строитель, или просто влюблённый… Как он иногда вынуждал поэта менять стихи. Не потому, что он брал на себя смелость с точностью решать литературные достоинства вещи, нет. Но он старался приблизить их к себе, и если это получалось, то получалась хорошая песня. В каждом стихотворении, в каждой песне должна быть судьба. А иначе всё это пустой номер… "Ну, Карузо, наверно лучше пел. Наверно. Ну что ж, у Карузо был свой репертуар, а у Бернеса свой." Булат Окуджава.

Вечная память прекрасному артисту, певцу и человеку!
Его искусство будет жить всегда.
Потому что оно - о главном.




Tags: Искусство, История, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →