luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

Живая вода. Владимир Высоцкий. II. Личностные особенности Владимира Высоцкого



II. Личностные особенности  Владимира Высоцкого, определившие его жизнь и творчество.

Какие личностные особенности Владимира Высоцкого отмечают, буквально все, знавшие барда?
Необыкновенная любовь и уважение к людям, необыкновенная доброта и отзывчивость, чувство сопричастности ко всему, что происходит в родной стране и преклонение перед участниками Великой Отечественной Войны, защищавшими Родину. Обострённое чувство несправедливости и благодарности за любую оказанную услугу, интеллигентность, начитанность и деликатность. Дар общения, сущностное понимание людей и явлений и глубокая убеждённость в том, что людей можно и должно изменять к лучшему при помощи просвещения, доброты и искусства. Невероятная трудоспособность. Стремление понять, помочь и, если можно, простить. И цель жизни - своим искусством сплачивать людей, делать их лучше, добрее и счастливее. В полном соответствии с пушкинскими строками: " И чувства добрые я лирой пробуждал".


 Обратимся к воспоминаниям, которые подтверждают всё сказанное выше. Вот маленький отрывок из воспоминаний отца Владимира Высоцкого, Семёна Владимировича: "Уже в детстве в его характере проявилась доброта. Помню, купили мы ему велосипед. Он покатался немного, и вдруг подарил его немецкому мальчику, объяснив: "Ты у меня живой, а у него нет папы. .. Эта черта сохранилась в сыне всю его жизнь. Будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил массу подарков родным, друзьям. А, если подарков не хватало, отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное."
В.Чубуков, автор книги "Высоцкий: Вова, Володя, Владимир", рассказывает такой трогательный эпизод: "маме Жене", второй жене своего отца, Владимир подарил вязальную машину "Северянка" в то время, когда ещё не имел постоянного заработка.



 Нина Максимовна, мать Владимира Семёновича, рассказала, что до самых последних дней своей жизни, её сын, пригласив к себе гостей, стремился узнать, что им понравилось в его доме и подарить им это.


 О любви, нежности, уважении по отношению ко всем тем, кто о нём заботился, рассказывает и "мама Женя" и её племянница Лидия Сарнова. Мальчик говорил, что у него "две мамы и три бабушки". И всех любил и был любим всеми.

Высоцкий обладал даром сущностного понимания людей и явлений. Чтобы узнать  черты, определяющие  человека, ему не нужно было, подобно большинству из нас, "съесть с ним пуд соли".  Достаточно было "разговорить" до полной искренности, задавая нужные вопросы. А это он умел делать, как никто другой, и слушатель был необыкновенный. Поэтому степень доверия к нему была просто фантастической - на каком-то исповедальном уровне.  Конечно, с годами эта способность Владимира Семёновича совершенствовалась, но обладал он ею с детства.
 В этом отношении очень интересен рассказ Е.С. Высоцкой, записанный В. Чубуковым. Евгения Степановна рассказывала, что девятилетний Володя потянулся к ней с первой минуты знакомства и между ними сразу установились "отношения доверительные и сердечные".
Но маленький Володя далеко не всем так сразу доверял. Нина Максимовна рассказывает, что в первом классе Володя не поладил со своей учительницей. Тогда он пришёл в другой первый класс, к другой учительнице, и попросил её: "Можно я буду учиться у Вас, мне там не нравится". Учительница разрешила остаться. С ней у Володи установились хорошие отношения.  В этом эпизоде видна также и ранняя самостоятельность,  то раннее становление личности,  которое позже позволило войти ему, школьнику, в знаменитую компанию взрослых и талантливых людей « на Большом Каретном.»

 Высоцкий всю жизнь умел прощать людям недостатки. Кроме таких, как патологическая жадность, умышленная подлость, душевная чёрствость. Он не переносил, когда при нём происходила несправедливость, старался как-то изменить ситуацию, а, если не мог, то старался, хотя бы выразить своё отношение.
Семён Владимирович рассказывает об одном таком случае душевной чёрствости и несправедливости. Когда маленький Володя жил на даче, заболел его товарищ. Обратились за помощью к семье врачей, которая жила рядом. Но врачи отказались смотреть больного, ссылаясь на то, что они на отдыхе. Тогда "Володя отомстил им за это: когда те вечером сели пить чай у открытых окон, он залез на соседнее дерево и заулюлюкал, как Тарзан".

О том, как Владимир Семёнович помогал людям, попавшем в беду, свидетельствуют  многие.
 Вот, что вспоминал артист театра "на Таганке"  Леонид Филатов, к сожалению, тоже ныне покойный: "он меня просто спасал неоднократно. А есть вещи, о которых даже рассказывать не буду, настолько я ему обязан… Он меня практически вылечил, когда у меня  была страшная болезнь - лимфоденит . И, когда мне понадобилось срочно лечь в больницу по другому поводу, к хорошим врачам, он меня уложил и сам весь процесс курировал, и приезжал, и  спрашивал:: "Как?". Тогда я лежал расколотый совершенно, в мнимом параличе. Выяснилось, что это не паралич, но страшно было очень… ".

Высоцкий очень радовался, когда открывал у своих товарищей какой-то новый талант. Он помог и Золотухину, и Смехову реализовать их литературные способности, а Филатова буквально заставил читать со сцены пародии, которые до этого Леонид читал только друзьям. Артисты "Театра на Таганке" говорят, что когда кто-нибудь заболевал, то к Владимиру Семёновичу можно было обращаться, как  "в скорую помощь".

       В. Высоцкий был благодарен людям за любую оказанную услугу. Л.Филатов вспоминает, как Владимир Семёнович в благодарность за то, что актёры задержались ради него после спектакля, каждому из них подарил книжки, которые в то время трудно было достать. И таких случаев было великое множество.

Осталась масса воспоминаний о том, как широки были интересы Высоцкого, как неразрывна была его связь с родной страной, как восприимчив он был ко всему новому, социально-значимому.
У него всегда был включён телевизор, так как он боялся пропустить нечто интересное. Но и фоновую информацию, по свидетельству Людмилы Абрамовой, запоминал почти бессознательно, а, когда было нужно, вспоминал. Очень интересен рассказ Золотухина о том, как дотошно расспрашивал Владимир Семёнович его, уроженца глубинки, о быте, нравах, особенностях диалекта и даже экономики его малой Родины.

Владимир Семёнович невероятно любил свою работу и был необыкновенно трудоспособен. Артист "Театра на Таганке", В.Смехов вспоминал: "для него главное было - работа. Главное было - вцепиться зубами в ту тему, которая для него сегодня важнее жизни,"  (а для него каждая тема была важнее жизни) и, конечно же, важнее сна.    

    


 Отношение Владимира Высоцкого к участникам Великой Отечественной Войны - особая тема. Ему было три года, когда началась война. Его первые воспоминания были связаны и с бомбёжками, и с эвакуацией, и с ожиданием сводок Информбюро и писем с фронта. Отец Володи был призван в армию  в марте 1941 г., был участником обороны Москвы, взятия Берлина и Праги. После войны он окончил академию связи, служил в разных гарнизонах. Дядя знаменитого барда, Алексей Владимирович, с которым племянник был очень дружен, тоже был военным, героическим человеком. Высоцкий рассказывал, что, когда он умер в 1978 г., то за гробом несли подушку, на которой просто не умещались все его награды.

Можно представить себе, сколько рассказов о фронтовых буднях и о подвигах слышал маленький Володя и от родных, и от сослуживцев отца. И как он к ним относился. Он даже попросил Евгению  Степановну, которая ни в чём не могла отказать своему любимцу, сшить ему такую же форму, как у отца и сфотографировался в ней.
Евгения Степановна рассказывала следующий эпизод из детства Володи. Летом  1950 г., после возвращения из Германии в Москву, мальчик закончил пятый класс 186 мужской школы. Во время каникул она стала замечать, что Володи часто нет во дворе. Знакомая рассказала ей, что она видела мальчика поблизости от Центрального рынка, там, где собирались фронтовики-инвалиды. Оказалось, что  Володя Высоцкий часто приходил к этим инвалидам, и не только слушал их рассказы, но и сам устраивал для них целые спектакли, в которых был и драматургом, и режиссёром, и исполнителем. Фронтовики мальчика очень любили, и всегда радовались его приходу. Эти спектакли, наверное, были первыми выступлениями Владимира Высоцкого перед взрослыми людьми.

Знаменитый бард, от рождения, был невероятно  и разносторонне талантлив. Он это прекрасно чувствовал и понимал, и с очень раннего возраста считал, что человек должен все свои таланты, все свои способности отдавать на службу людям.
 С этой точки зрения показательно стихотворение двадцатитрёхлетнего Владимира, которое начинается строками:

"Из-за гор - я не знаю, где горы те,-
Он приехал на белом верблюде "

И заканчивается строками:

"Он сказал им три самые нежные
                                                    И давно позабытые слова"

 Это, несовершенное по форме стихотворение,  можно считать программным.          В нём говорится о талантливом человеке, который любит людей, понимает их, и готов служить людям вопреки их непониманию и нелюбви.
И за несколько месяцев до смерти, во время своего выступления в больнице № 31           г. Москвы, знаменитый бард говорит о своей вере в людей, о том, что всё его творчество посвящено людям: "Я верю в искренность и доброжелательность". "Хотя, в общем-то, это надо отыскивать, - эти качества. Если Вы их находите кругом - повсюду, то Вы - счастливый человек. А насчёт того, во что я верю, - это следует из того, о чём я пишу."
         
 Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Уникальный поэтический дар, широчайший круг тем, стремление к достоверности, актуальности и точности передаваемой информации, привело к тому, что песенное творчество Владимира Высоцкого стало по праву считаться энциклопедией быта, нравов и чувств советских людей второй половины ХХ века.
2. Принципиальная и ответственная гражданская позиция народного барда, критиковавшего недостатки тоталитарной советской системы; его любовь к Родине и простым, честным советским людям, стремление сделать их чище и лучше, уважение к ним; преклонение перед воинами, героически защищавшими нашу страну во время Великой Отечественной Войны - всё это определило огромную роль творчества Владимира Высоцкого в деле воспитания подрастающего поколения.


Tags: Владимир Высоцкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments