luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

Живая вода. III. Песенное творчество Владимира Высоцкого, как новый синтетический жанр




III. Песенное творчество Владимира Высоцкого, как новый синтетический жанр второй половины ХХ века.


Очень часто, ведущие передач о Владимире Высоцком, задают деятелям искусств, хорошо знавшим знаменитого барда, вопрос: кем был для Вас  Высоцкий в первую очередь - поэтом или драматическим артистом.  Мне лично этот вопрос представляется, вообще, некорректным.
Если речь идёт о том, каким Высоцкий был в жизни, то и поэтом и актёром одновременно, потому что у него было и поэтическое и актёрское восприятие информации. В любую секунду его жизни.

 Если нам предлагают, как – то, сравнить его деятельность в роли поэта и актёра театра и кино, то логично было бы говорить о его чисто поэтическом творчестве. Но, его-то, ведущие, обычно, не слишком хорошо знают, потому что,
при жизни знаменитого барда, его стихи почти не печатали. Очевидно, нам предлагают сравнить "песенное творчество" Владимира Высоцкого с его работами в театре и кино. Но его "песенное творчество" - явление синтетическое.

Давайте определим, кто такой поэт?
Поэт - это человек, задачей которого является при помощи слова передать мысли и чувства так, чтобы они вызывали понимание и сопереживание других людей.          
Давайте рассмотрим песни  Владимира Высоцкого с точки зрения поэтической. Отрешившись от музыки и исполнения. Что мы увидим?  Мы увидим уникальную, к сожалению, пока мало изученную поэзию. Невероятная концентрация мысли и чувства в очень маленьком объёме, чёткое выделение общего или у огромного числа индивидуумов или из единичных явлений. Жёсткое отбрасывание всего внешнего во имя выявления сущностного, определяющего. Многослойность, многозначность.
Хочу привести, как пример, всего три песни. Из самых разных областей.




Первая песня - о Великой Отечественной Войне: "Он не вернулся из боя". В ней речь идёт об участниках Великой Отечественной Войны, которые честно и самоотверженно выполняли тяжёлую фронтовую работу во имя общей великой цели. И эта их общая работа, одна на всех, без каких-либо скидок и снисхождений: ("время текло для обоих", потому что выполняли одну работу), сплачивала их, превращала их, таких разных, в самых близких, самых дорогих людей. Поэтому физическая смерть фронтовых друзей, на которых можно положиться, как на самого себя, воспринималась, как самая  страшная потеря, как потеря части собственного я:

"……………….кажется мне
Это я не вернулся из боя"

Я не случайно сказала о физической смерти, потому что в памяти друзей погибшие товарищи обрели вечную жизнь, продолжая поддерживать оставшихся в живых.

"Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие,  как часовые,
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые"

Концентрация чувств и мыслей в четырёх строчках просто невероятная: "не оставят в беде» , то-есть, будут поддерживать примером героического поведения в тяжелейших ситуациях; "наши мёртвые, как часовые" - память о них должна  заставить нас быть начеку , чтобы предотвратить повторение ужасных событий.  И, одновременно, зрительный образ - обелиски на возвышениях напоминают часовых! И сразу ещё один зрительный образ - голубые от отражения яркого весеннего неба деревья.
Обратите внимание на то, какая обобщающая категория применяется поэтом - время! Время воспринимается одинаково только теми, кто занят одной работой. То, что время ожидания и время свидания воспринимается нами по-разному, любой прочувствовал на собственном опыте.

Хочется обратить внимание ещё на одну строчку этого стихотворения:

"Вырвалась, будто из плена, весна"

Невероятно точно, логично и образно. "Вырвалась, будто из плена", потому что тематика военная. "Вырвалась" - значит, бурная. Строчка, которая может заменить десятки длинных строк-описаний.
 Даже, если бы Высоцкий написал только одно такое стихотворение, то он всё равно был бы гениальным поэтом. И поэтом именно ХХ века, века огромного количества информации, когда описательное уже не задевает, и хочется сущностного. Когда  место эпизода  занимает явление.
 Вообще, почти все "военные" песни Высоцкого - явления, шедевры. И "На братских могилах", и "Песня о Земле", и "Все ушли на фронт", и "Штрафные батальоны" - всего не перечислишь!  Военные песни Владимира Высоцкого, практически, исчерпывающе освещают тему Великой Отечественной Войны с точки зрения психологии и быта самых разных её участников.



 Песня вторая, на которую хочется обратить Ваше внимание, называется "Два письма" и, по существу , представляет собой две песни, два стихотворения: письмо колхознику Коле из деревни и ответ Коли из Москвы в деревню. Это такая же песня-явление, как и первая, хотя, на первый взгляд, может показаться, что речь в ней идёт только о конкретных людях. В ней показана высокая нравственность и душевная красота неприметных простых тружеников.
Колхозник Коля первый раз попал в столицу. А запросто мог и не попасть. Потому что про его бугая "сперва кричали - будто бракованный". Коля пишет своей жене письмо-ответ, в котором, он - весь, как  на ладони: с его трудолюбием, беззаветной, чистой и светлой любовью к своей легкомысленной и не очень достойной подруге жизни, ради которой он экономит и не ест даже супу, чтобы купить ей московскую кофточку:

"Водки я пока не пил - ну не стопочки,
Экономлю и не ем даже супу я, -
Потому что я куплю тебе кофточку,
Потому что я люблю тебя, глупая".

И опять предельная точность: для крестьянина суп - главная еда. И убийственная критика системы: наградили за то, за что сначала ругали.


Третья песня: "Диалог у телевизора" - о бездуховных , не способных любить или увлекаться чем-то людях, жизнь которых состоит из работы, из-за куска хлеба, не дающей никакого удовлетворения и серой семейной жизни, унылой и безрадостной, которую только водкой и остаётся заливать:

"Тут за день так накувыркаешься
          Придёшь домой - тут ты сидишь!"

 Завершающие строки, прямо поднимают частное на уровень обобщения, подчёркивающего, что подобных Вань - великое множество: пьёт-то, ведь герой не один!.

"Ну и меня, конечно, Зин,
       Всё время тянет в магазин,-
               А там - друзья…Ведь я же, Зин,
                                                            Не пью один."

Поразительно, какая же была личность, сколько всего было за душой, сколько же хотел сказать, если такая упакованность информации! Содержания одной песни другому хватило бы на три-четыре тома.
 А кому-то ещё не понятно, почему не признавали поэтом: да разве такой талант можно простить? Ах, эта вечная тема Сальери…

Но, главным , конечно, было непонимание нового.  Отсутствие привычных критериев оценки. Потому что  творчество Высоцкого - поэзия ХХ века, она - новое явление в поэзии.
Но, как бы то ни было, поэзия его - сущностная, философская. Такую обычно понимают не чувствами, а умом. Да и то не с первого раза. А тут очень сильное эмоциональное воздействие, на уровне сопереживания, почти с первого слова.
Почему? Я долго не могла этого понять. А потом поняла. Тут уже не поэт играл роль в восприятии зрителями или слушателями; тут был  точный расчёт психолога, актёра, режиссёра, знающего реакцию публики. Человека, которому, во чтобы- то ни стало, надо донести до людей, что-то главное,  невероятно важное, то, что они сами без него могут  пропустить или не понять. Человека, который хочет и должен выполнить свою миссию.

        Песня обычно представляет собой монолог от первого лица. И персонаж, от имени которого исполняется этот монолог, показан в минуту предельной искренности, с самыми доверительными, личностными интонациями, обращёнными к зрителю или слушателю.
Монолог, при всей своей философской обобщённости, многослйности, обязательно содержит, что-то общечеловеческое, понятное всем; то, что  Владимир Высоцкий разглядел, понял и, о чём хочет нам рассказать. И, что, своей исповедальностью, трогает, практически, любую душу - ведь мы же все люди. И объединяет в этом понимании всю аудиторию. Даже, если персонаж не очень симпатичный.

Понятно, что написать такую песню - это далеко не всё. Надо ещё её исполнить так, чтобы люди поняли и почувствовали или хотя бы просто почувствовали, что хотел выразить поэт. И это уже задача исполнителя, в данном случае актёра моноспектакля. И требует этот моноспектакль актёров только самого высшего уровня. Ведь хороший актёр - это не тот человек, который иммитирует голос или походку, в этом случае он просто подражатель. Хороший актёр - такой, который может понять материал, пропустить его через себя и  достигнуть такого уровня перевоплощения, чтобы зритель или слушатель его информацию воспринимал, как личностную и достоверную. На уровне личного сопереживания.
        А известно, что зрители воспринимали песни Высоцкого, как относящися именно к ним: альпинисты  считали автора альпинистом, военные - военным, а уголовники - уголовником.
Даниэль Ольбрыхский, в своих воспоминаниях пишет, что польские мужчины обычно не плачут, а на концертах Высоцкого плакали все.
        Актёр! И ещё какой!

        Иными словами.
 Донести такой сложный материал до слушателя может только актёр самого высокого уровня, обладающий даром очень точного перевоплощения, с полной самоотдачей. Так что песенное творчество Владимира Высоцкого с полным правом можно считать одной из его лучших актёрских работ.
Хотелось бы ещё отметить, что Высоцкий никогда не поёт от лица настоящих подлецов. Он их не считает за людей и обезличивает:
"С неба упала вторая звезда
Вам на погоны".

     Но Владимиру Высоцкому и этого мало. У него абсолютгая музыкальная память, он человек ХХ века, и хочет, чтобы, усиливая сказанное, заветное, идущее от души к душе, звучала музыка. И он становится композитором. И музыка тоже на высшем уровне: она точно соответствует содержанию, усиливая его.
      Композиторы, которые пытаются мерить музыку барда оперными или эстрадными мерками, выбрали, явно, не те эталоны.

 А так как такая сущностная песня только по названию песня,  а по сути - моноспектакль, то требуется ювелирная режиссёрская работа, чтобы согласовать все жанры. И Высоцкий  становится режиссёром. И эту работу он  тоже выполняет на самом высшем уровне - такой уж запредельный это был человек!
Поэтому, пока не найдётся человек, который по уровню личности и по актёрскому мастерству будет соответствовать уровню песен-моноспектаклей Владимира Высоцкого, хорошего исполнения его песен не будет. Хотя, автор, как поэт и режиссёр, для исполнителя уже сделал всё.
 Иными словами, бардовские песни Владимира Высоцкого, в привычном смысле слова, песнями назвать нельзя; они  являются новым синтетическим искусством, появившимся в ХХ веке и не имеющим ещё точного названия.

       Но оставим в покое профессионалов, которые подходят к новому искусству со старыми мерками.
       Давайте лучше послушаем, что говорил на эту тему сам Владимир Высоцкий , в 1979г.,в студии телевидения, в Пятигорске:
"Я себя считаю тем, кто я есть. Я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь, и пытаюсь сделать из них синтез,- может, это даже какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофонов в ХIХ веке, была только бумага. Теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны… Значит, может появиться новый вид искусства… Вы спросили, кем я себя больше считаю - поэтом, композитором, актёром? Вот я не могу вам, впрямую, ответить на этот вопрос.  Может быть, всё вместе это будет называться каким-то одним словом в будущем, и тогда я вам скажу: "Я себя считаю этим-то! Этого слова пока нет".
Вот прямой ответ на поставленный вопрос. Когда речь идёт о человеке с таким чётким аналитическим мышлением, как у Высоцкого, не надо ничего выдумывать. Надо только внимательно читать то, что он сам о себе сказал.

Tags: Владимир Высоцкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments