luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

Живая вода.IV. Причины возникновения песенного творчества Владимира Высоцкого.




IV. Причины возникновения песенного творчества Владимира Высоцкого. Почему барда так любили? Почему не запретили его творчество?
     .
Само по себе появление ещё одного какого-то вида или жанра искусства в ХХ веке не является чем-то исключительным - ХХ век дал их великое множество - и в изобразительном искусстве, и в литературе , и в музыке, и , конечно,  в искусстве театра. Многочисленные технические достижения ХХ века привели к возникновению таких новых для мира искусства профессий, как профессия киноактёра, телеведущего, тележурналиста, актёра радиотеатра и т. д.

Попытаемся разобраться в том, чем же было вызвано появление песенного искусства  Высоцкого, почему оно было так востребовано?     


   Дело в том, что после  Великой Отечественной Войны, после смерти Сталина, в Советском  Союзе постепенно происходят системные перемены - во всех областях жизни без исключения: меняются условия жизни, уровень жизни растёт - множество людей получают отдельные квартиры, увеличивается количество личных автомобилей, дачных участков, люди начинают лучше одеваться , питаться и так далее. Это с одной стороны.
С другой стороны, централизованное социалистическое хозяйство, которое в некоторые годы "правления Хрущёва", обеспечивало высокий уровень прироста производительности труда и мощный научный потенциал, что привело к появлению в СССР передового космического комплекса и первого искусственного спутника Земли, а затем и первого космического корабля и космонавта, к концу шестидесятых годов практически исчерпывает свои возможности.

Это же время - шестидесятые и семидесятые годы ХХ века - время бурного экономического развития Запада, в основном, за счёт компьютеризации производства и химических изделий и удобрений.
Появляется весьма существенное отставание от Запада в таких ведущих отраслях, как компьютеростроение, производство химических материалов и удобрений. И как следствие, отставание - в машиностроении, тяжёлой промышленности, сельском хозяйстве.
Премьер-министр Косыгин это видит и понимает, он пытается перевести страну на хозрасчёт. Начинает с экспериментов в отдельных областях и на отдельных предприятиях. Но ему не дают реализовать свои планы. Наступает такая эра, которую мы привычно именуем брежневским застоем : мы не производим  необходимой структурной модернизации всего производства, хотя научный потенциал, наработанный , в основном, во времена Хрущёва, очень велик и, по инерции, кое-где, продолжает развиваться. Мы продаём нефть, её у нас много, а о дальнейшем наши высшие власти, за исключением того же Косыгина, не думают. Премьер-министр Косыгин оставляет свой пост после ввода наших войск в Афганистан.

 Но застой характерен только для экономики. В области бытовой , идеологической и психологической - очень большие перемены. Как хорошие, так и плохие. И эти изменения, очень сильно расслоившие общество, происходят весьма бурно.
Мы вынуждены покупать многие товары на рынках Запада и Японии, например, для тяжёлой промышленности. Железный занавес ветшает. Всё большее количество людей бывает за границей. И удивляется тому, как хорошо живут люди на Западе. В построение коммунизма уже никто,  или почти никто, не верит. Крупные чиновники недовольны тем, что идеология не позволяет им, по-настоящему, обогащаться и передавать накопленное детям. При первой возможности они готовы эту идеологию сменить.  Поэтому наверху идеологией только прикрываются и стараются использовать своё служебное положение, как могут.


Внизу прекрасно это понимают, и поступают по-разному: одни принимают правила игры и пробиваются наверх; другие живут, из- зо дня в день, работая спустя рукава и стараясь тащить в дом, что могут, то-есть , тоже используют свои служебные возможности; третьи начинают, в той или иной форме, протестовать против системы; четвёртые просто пытаются разобраться в том, что происходит.
Начинается отъезд российских евреев в Израиль и США.
Репрессивные возможности государства ослабевают; доносительство, которое при Сталине имело тотальный характер, становится единичным. Начинается бурная "кухонная жизнь " с сущностными обсуждениями, с попытками разобраться в том, что же происходит, куда мы идём и чего хотим, выходит масса разной, прежде недоступной литературы, в театрах ставятся ,  вопреки цензуре, достаточно критические спектакли. Начинает работать самиздат. Начинается отъезд российских евреев в Израиль и США.
В 1968 г., дессиденты выходят на улицы Москвы и протестуют против ввода войск в Чехословакию. Впрочем, акции протеста  и последующие события в  других социалистических странах тоже возможны только вследствие ослабления СССР.
Академика Сахарова,  за открытое недовольство существующим порядком, высылают в Горький. Поэта Бродского, за тунеядство, сажают в тюрьму,  затем он уезжает за границу.
Рушатся привычные общественные связи; человек, ещё недавно живший в коммунальных квартирах и, как все, теряет стабильные  исторические и нравственные ориентиры. Он очень одинок. До него, никому нет дела. С ним, никто не считается. Кухня кухней, но он общественный человек, ему хочется, чтобы его поняли и услышали. У разных  людей появляются разные возможности. Многие люди растеряны - они не понимают ни происходящее, ни самих себя.
Очень тяжело фронтовикам и многим детям военных лет. Они привыкли к взаимопониманию, к взаимовыручке времён Великой Отечественной Войны. Для них - самое главное в жизни - теплота человеческих отношений,  вера в светлое будущее , ради которого они сражались, совсем недавно в масштабах исторического времени, и, ради которого совершали подвиги и терпели лишения. А тут почти открытое стяжательство, неверие, разобщенность и вообще непонятно, что такое.
 Хотя в Советском Союзе к фронтовикам, и, вообще, к пенсионерам, относятся хорошо: у них и пенсии хорошие, и льготы есть, и путёвки бесплатные, и лечение они получают. Да и к их недавнему подвигу относятся с уважением.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод:
1. В шестидесятые-семидесятые годы ХХ века,  в Советском Союзе, происходят большие  социологические, идеологические и психологические перемены, как плохие, так и хорошие. Возникает общественный запрос на искусство, которое отразило бы эти перемены, показало бы и  сущностно проанализировало их. Возникает запрос на искусство, которое объединяло бы людей, призывало бы к добру, к уважению, взаимопониманию, морально их бы поддержало. Именно этому запросу отвечает песенное творчество Владимира Высоцкого.

2. Отвечая на актуальнейший социальный запрос, Высоцкий берёт на себя архисложную миссию создания такого искусства, которое невероятно нужно почти всем гражданам Советского Союза.


Почему он на это идёт? Он, что не понимает, как это трудно и опасно? Конечно, понимает. Но идёт на это. Потому что у него, мальчика военного времени, всегда было стремление к подвигу, потому что он  сам, психологически и идологически, совершенно типичен  и переживает то же, что и его соотечественники.
Давайте, посмотрим, что пишет о нём человек, который долгое время был очень близок с бардом, актёр Иван Дыховичный.
"Володя во многих своих проявлениях не только в поэзии, был невероятно типичным… В своей манере себя вести он был типичным, на многих похожим, категоричность его была типичной для того времени….Но только всё это было на два порядка выше, и именно это сделало его такой крупной личностью".


Так же, как и его соотечественники, Владимир Высоцкий не знает, что ждёт его и его страну впереди, в это переломное время.
Но он знает, что наделён даром сущностного видения людей и явлений. Он любит и понимает людей. Он уверен, что, если поддержит их в трудную минуту, если он покажет им всем то хорошее, что есть в их душах, то, что они сами не видят, то они станут счастливее и лучше. Что, если взаимопонимание, доброта, взаимовыручка и искренность объединят людей, то они выстоят. И найдут правильное решение, правильный выход из кризиса.
Вот что сам он говорит об этом: " Я верю в искренность и доброжелательность….А иначе жить нельзя - как же не верить в искренность и не надеяться, что человек искренен? Хотя, в общем-то, это надо отыскивать, - эти качества. Если Вы их находите кругом-повсюду, то Вы счастливый человек".
Он берёт на себя архисложную миссию и справляется с ней на самом высшем уровне. Как всегда.
Бард показывает людям всё величие фронтового подвига, во имя людей всего мира, он отдаёт должное мужеству и верности моряков и лётчиков, альпинистов и космонавтов. Он поёт гимн разуму и одержимости физиков. Рекордам спортсменов. Он не оставляет без внимания представителей, почти всех профессий.
Он показывает людям душевную красоту простого незаметного человека, его трудолюбие, искренность, беззаветную любовь.
Он уделяет внимание, практически всем. И у всех, за исключением самых отъявленных негодяев, находит что-то хорошее, трогательное , человеческое.
Вместе со своими соотечественниками, он смеётся над нелепостями существующей системы. Он поддерживает советских  людей и выражает их чувства и мысли так,  что, практически, все принимают его за близкого, родного и своего.
Бард дарит советским людям понимание и любовь. И уважение. Им, с которыми в собственной стране не очень-то считаются, которым то и дело говорят: "А вы, прошу прощенья, кто такие?"
Он дарит им счастье, потому что счастье, когда тебя любят, понимают и уважают.
Поэтому советские люди дарят своему, "народному барду", такую всепоглощающую любовь и такую благодарность.
В. Смехов рассказывал, что однажды, после концерта, зрители подняли на руки автобус, в котором находился Высоцкий, и понесли.
Многие вспоминают, как жители города, производящего КАМАЗы, встречая народного барда, включили магнитофоны с записями его песен и открыли окна. И Владимир Семёнович шёл по этому звуковому коридору, согретому теплом человеческих сердец.
Разве мог он после этого не отдавать людям всё, что мог и умел?
До самого конца. Когда уже не было сил, и знал, что умирает.

В последний месяц своей жизни на этой земле,  он подарил людям  четыре концерта; он, за неделю до смерти, ещё играл роль Гамлета, а на следующий день передал по телефону режиссёру Г. Полоке новую песню, написанную для нового фильма.

3. Остаётся только понять, почему творчество В. Высоцкого не запретили власть имущие? Как запретили Солженицына?
Да потому что песенное творчество Владимира Семёновича не было, строго говоря, политическим. Оно имело нравственный и воспитательный харапктер. Он, обычно, критиковал, не каких-то конкретных людей, а явления, ту систему, в которую уже никто не верил.
Поэтому, и власть имущие, его тоже любили: они ведь тоже  страдали от этой системы, у них тоже были свои начальники, они тоже были людьми. И, конечно, они, уже тоже не верили в то, что сами говорили. Во времена расцвета системы такого просто, не могло быть.
Но, несомненно, и другое - В.Высоцкий всё время "ходил по краю", система в любой момент могла обрушиться на поэта и применить карательные санкции, вплоть до физического уничтожения. И народный бард это знал и понимал. Но продолжал выполнять свою миссию, которую считал своим прямым долгом перед народом.
В своих воспоминаниях, Алексей Герман говорит о том, что, с конца шестидесятых годов, в души людей искусства снова заполз страх. Но лучшие из них пренебрегали этим страхом.
И Владимир Семёнович был для них образцом для подражания. Они говорили себе: "Высоцкий же пишет, он же не боится, значит можно и должно жить и работать так, как живёт и работает он".


Tags: Владимир Высоцкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments