luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

Живая вода. VI. Шекспир, Пушкин, Высоцкий.




VI. Шекспир, Пушкин, Высоцкий. Преемственность поколений.

1.    Общие положения.

      Несомненно, что на формирование Высоцкого, как личности, актёра и поэта повлияли многие писатели и поэты: тут и Чехов, и Достоевский, и Горький, в пьесе которого, двадцатилетним студентом, Владимир играл роль Бубнова. И играл, по свидетельству Всеволода Абдулова, потрясающе. И Есенин, и Маяковский. И многие другие.

      Но также несомненным является то, что творчество Шекспира и Пушкина имело для Владимира Семёновича особое значение. Это отмечало множество людей, знавших его. О том, что Владимир Высоцкий знал каждую минуту жизни Александра Пушкина, говорит и Марина Влади в «Прерванном полёте»
     Чем можно это объяснить?


        Тем, что все три поэта имели ряд сходных черт, во многом определявших их творчество:
1) Все трое прекрасно владели логическим анализом на самом сущностном уровне и  даром обобщения в сочетании с яркой эмоциональностью. А такое сочетание у людей искусства встречается не так уж часто.

2) Всем троим был присущ очень широкий круг интересов в сочетании с  выдающимися возможностями отразить эти интересы в творчестве. Отсюда и универсальность самого творчества. В этом секрет их популярности, так как каждый зритель или читатель мог найти что-то своё и для себя.
3) Все трое были гуманными людьми, воспевавшими добро, свободу и человечность.
4) Во многих  своих произведениях они отразили общечеловеческие ценности, присущие людям во все времена и потому многие их произведения вечны.
5) Все трое очень любили историю и интересовались своими корнями.
6) Все три поэта считали, что своим искусством они должны служить своему народу. Именно это было для них главным. И все трое, превыше всего в жизни, ценили дружбу.

      Высказывания  Высоцкого о том, что дружба для него превыше всего, широко известны, пример такого высказывания приводит, в своих дневниках, Валерий Золотухин.
 Песни Высоцкого о дружбе знают, практически, все: «Если друг оказался вдруг», «весь в друзьях и делах», «Он вчера не вернулся из боя» и другие.
      Какую роль в жизни Пушкина играли его друзья, тоже общеизвестно. Даже книга такая есть "Друзья Пушкина". Да и известных стихотворений, посвящённых своим друзьям, у поэта предостаточно. Давайте вспомним, хотя бы его стихотворение, посвящённое Пущину, навестившему Александра Сергеевича  в ссылке и начинающееся словами: "Мой первый друг, мой друг бесценный".
Монолог Гамлета о дружбе, посвящённый Горацио, является  одной из непревзойдённых вершин творчества Шекспира.

7)    Для всех троих характерна внешняя простота изложения при большой глубине содержания.
     Все трое любили очень концентрированную информацию, и умели такую информацию облекать в интересную художественную форму. У всех троих информация зачастую многозначна, многослойна и истинное её понимание требует размышлений.
      Это" родство душ" и определило не просто любовь В.Высоцкого к Шекспиру и Пушкину, но буквально, преклонение перед ними.  Как перед людьми, так и, как перед поэтами, у которых хочется учиться. И, чтобы там не говорили, но по крайней мере в русской литературе, после Пушкина такой универсальностью в сочетании с простотой формы, отличается только один поэт - Владимир Высоцкий.
      Я вовсе не хочу сказать, что другие поэты, такие, как Мандельштам, Гумилёв, Пастернак ,или Цветаева были хуже . Ничуть. Просто, они были менее универсальны, и поэтому круг их поклонников был уже..



2.Пушкин и Высоцкий.

О любви Высоцкого к Пушкину, о преклонении перед ним, было известно всем, кто, хоть немного, знал Владимира Семёновича. По крайней мере, в семидесятые годы. Он старался узнать об Александре Сергеевиче, абсолютно всё; радовался, когда узнал, что вопреки бытовавшим ранее мнениям, Наталья Пушкина была совсем не глупа, любила мужа, никогда ему не изменяла, долго не выходила замуж второй раз, а потом, вместе со своим вторым мужем, любителем и почитателем великого поэта, собирала об Александре Сергеевиче всё, что могла.
Высоцкий восхищался филисофской глубиной многих произведений великого поэта, его эрудицией, простотой и ясностью изложения при большой ёмкости содержания.
      Он восхищался его юмористическими стихами, его эпиграммами, его прозой, его письмами, его творческой мощью, которую ссылка не уменьшила, а развила. Его восхищал Пушкин-историк и Пушкин-человек, интересовавшийся своими корнями.
И восхищение его вполне понятно, потому что родство душ и творческих методов обоих поэтов очевидно.


Так же, как и Пушкин, Высоцкий интересовался своими  корнями, историей тех народов, к которым принадлежал, и семейной историей. В особенности, недавней историей.
Если Высоцкого, в основном, воспитало героическое время Великой Отечественной Войны, восхищение перед подвигом советского народа в 1941-1945г., то для формирования Пушкина, как человека и поэта огромное значение имела война с Наполеном 1812 года.
Александр Сергеевич был знаком с великим множеством людей, которые сражались на полях этой войны, которые оценили героизм русского народа , в том числе , крепостных во время войны с французами . Эти люди побывали за границей и увидели, что во Франции да и в других странах не сущенствует крепостного права, позорящего их, горячо любимую Родину. Они не понимали, почему царь не отменит это право, ведь крепостные люди во время войны показали, что они достойны свободы.
Пушкин разделял взгляды декабристов, которые хотели улучшить жизнь своего народа. Только ссылка спасла его от прямого участия в этом движении и последующего страшного наказания.

Александр Сергеевич был демократичен. Хотя, он, конечно, был дворянином,  в полном смысле слова. И демократичность его была особая, дворянская. Пушкин любил  и знал простой русский народ, любил беседовать с крестьянами, читать и слушать народные сказки. Он всю жизнь считал самым близким человеком свою няню, Арину Родионовну, он много писал сказок и стихотворений, близких простым людям. Он впервые ввёл в литературную речь многие народные обороты.
Александра Сергеевича интересовали люди из самых разных сословий. Поэтому он отразил в своём творчестве нравы и быт, чувства и взгляды самых разных своих современников.
И творчество его по праву считается  российской энциклопедией XIX века.
В то время, как творчество Высоцкого – энциклопедией быта и нравов современных ему, советских людей.

Оба поэта прекрасно понимали, что  народ их любит за то, что каждый из них может с полным правом сказать о себе:

                                                                "И долго буду тем любезен я народу,
                                                                 Что чувства добрые я лирой пробуждал"


Так же, как и Высоцкий, Пушкин при жизни не получил того официального признания, которое заслуживал.
 В конце его жизни "знатоки" стали говорить, что он исписался, что есть люди, которые пишут, куда лучше его. Это в то время, когда он занимался историей Петра Первого, и проявил себя, как блестящий и глубокий историк.
Чем те "знатоки " отличались от "советских  знатоков", не принимавших Владимира Семёновича в Союз Писателей?
Так же, как и Пушкина, Высоцкого очень интересовала личность и эпоха Петра Первого и, конечно, личность прадеда Александра Сергеевича, Арапа Петра Великого, роль которого выдающийся актёр так своеобразно, высоко и замечательно сыграл в кино. И жизнь и деятельность Наполеона, во многом определившего эпоху Пушкина, его тоже интересовала.

 А теперь в проффессиональном, поэтическом плане. Конечно, Владимир Высоцкий - человек другого времени, конечно, он актёр, и в каждой его песне живёт актёр, так же как в его лучших ролях всегда присутствует поэт. Но ему, как и Пушкину, присуще умение несколькими предложениями выразить явления, философская глубина, большая упакованность и концентрация информации.

Давайте поговорим о любви.
Известно, что оба поэта любили женщин. И умели их завоёвывать.
Дворянин Пушкин "гусарил".
И оставил потомкам "дон-жуанский список". Известно великое множество его стихотворений о любви - во всех её проявлениях: сильной и искренней (письмо Татьяны Онегину), флирту ( "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад») , фривольных, да ещё с примесью атеизма ("Христос воскрес, моя Ребека") и так далее. Я уже не говорю о некоторых скандально известных поэмах.
Александр Сергеевич написал прекрасные строки, с предельной точностью определяющие состояние влюблённого человека:
    "Но, чтоб продлилась жизнь 
         Я утром должен быть уверен,
    Что с Вами днём увижусь я"

И строки, определяющие недолговечность чувства этого же человека – Онегина, а в более широком смысле великого множества людей:    
 "Прошла зима,
                                         Не умер, не сошёл с ума "                    
                                                                                                                        
                                               
 Содержательности  этих пяти строк хватило бы на множество любовных романов.
Кроме того, в этой же "энциклопедии XIX века", Александр Пушкин сообщил присяжным волокитам, каким способом легче завоевать женщину:
                                     "Чем меньше женщину мы любим,
                                Тем больше нравимся мы ей
                           И тем её сильнее губим
                                             Средь обольстительных сетей "

Его советом, наверное, воспользовались многие, чьих имён мы не знаем. Но вот Михаил Юрьевич Лермонтов, вероятно, как верный приемник, подробно проиллюстрировал эту инструкцию в "Герое нашего времени", на этот раз в прозе. Впрочем, может быть, он сам до этого дошёл - всё-таки он был военный человек., и «гусарил» по традиции.


Интеллигент Владимир Высоцкий не "гусарил". Он вообще говорил о личной жизни только с очень близкими людьми.
Но стихи о любви бард писал. Как юмористические, так и серьёзные. Со свойственной ему склонностью к обобщениям, писал, в основном стихи-явления: гимн любви ("Я поля влюблённым постелю"), об отношении к женщине, "как к мадонне Рафаэлевой", о чистой любви колхозника Коли к своей непутёвой жене, о "Нинке" и так далее.

Но я хочу остановиться только на одном стихотворении. В нём передана вся гамма чувств опытного, зрелого мужчины, достаточно долго и, пока безуспешно, ухаживающего за женщиной, которая ему очень нравится.
Привожу строфы стихотворения с комментариями курсивом:

"Здесь лапы у елей дрожат на весу
Здесь птицы щебечут тревожно -
          Живёшь в заколдованном диком лесу
Откуда уйти невозможно."
/Такая романтическая приподнятость, потому что женщина очень нравится. Слегка укоряет её за отрыв от жизни./

                                                 "Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру
                                                  Пусть дождём опадают сирени, -
                                                  Всё равно я отсюда тебя заберу
                                                  Во дворец, где играют свирели!"
/Полон решимости добиться взаимности. Обещает с три короба, потому что знает, что путь к сердцу женщины лежит через обещания./

                                                                    "Твой мир колдунами на тысячи лет
                                                                      Укрыт от меня и от света,-
                                                                      И думаешь ты, что прекраснее нет,
                                                                      Чем мир заколдованный этот"

/Прямо ругает за отрыв от жизни./

                                                                     "Пусть на листьях не будет росы поутру
                                                                      Пусть луна с небом пасмурным в ссоре
                                                                      Всё равно я отсюда тебя заберу
                                                                      В светлый терем с балконом на море"

/Говорит, что сопротивленеие бесполезно, что он такой, он своего всё равно добьётся, нет смысла тянуть, тем более, что условия потрясающие. Обещает./

                                                                      " В какой день недели, в котором часу
                                                                         Ты выйдешь ко мне осторожно,
                                                                          Когда я тебя на руках унесу
                                                                        Туда, где найти невозможно?"

/Начинает сердиться. Просит, что, чтобы определялась, в конце концов, сколько можно тянуть?/

                                                                       "Украду, если кража тебе по душе, -
                                                                        Зря ли я столько сил разбазарил?
                                                                        Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
                                                                        Если терем с дворцом кто-то занял"

/Начинает злиться всерьёз. Жалеет, что связался. В последний раз предлагает уступить,  на её, частично на его условиях (украду), и то, только потому, что жаль потраченных сил и потраченного времени. Наконец, говорит прямо - никакого дворца нет, не маленькая, сама понимаешь. Последний раз предлагаю, соглашайся, иначе мужика упустишь!/

Это каким же актёром надо быть, чтобы на протяжении одной короткой песни передавать все эти оттенки и интонации!

Вспоминается стихотворение Пушкина, посвящённое Анне Керн:
"Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты"

И так далее. И, одновременно, в памяти всплывают достаточно циничные строки, об этом же событии, в письме Александра Сергеевича своему другу А.Вольфу.
Задаю себе вопрос, на который не может быть ответа: "Если бы Пушкин жил в ХХ веке, то совместил бы оба переживаемых им,  одновременно, чувства в одном стихотворении или нет?" Как Высоцкий?
Интересно!




3. Владимир Высоцкий и Гамлет, принц датский.

Владимир Высоцкий к Шекспиру,  вообще, а к роли Гамлета, особенно, относился с трепетом и, даже с преклонением.
Почему?
 
Великий английский драматург  и гуманист Уильям Шекспир родился в 1564г. и умер в 1616 г.
Все его произведения отличают любовь к  человеку и защита его прав на счастье.  Большинство из них пользуется неизменным успехом у потомков в настоящее время и будет пользоваться успехом всегда. Потому что речь идёт о праве на любовь - "Ромео и Джульетта", о праве старших на почёт и уважение, которое они заслужили - "Король Лир"  и так далее. Но трагедия Шекспира "Гамлет" занимает особое место даже в творчестве знаменитого драматура. Лучшие актёры почитают за честь сыграть роль Гамлета, проходят гамлетовские фестивали, на которых демонстрируются самые разные версии этой пьесы - от классической до современных. Эта трагедия Шекспира - одно из самых великих произведений искусства всех времён и народов. Она – бессмертна

В чём же причина её бессмертия?
Трагедия Шекспира «Гамлет » жила, живёт и будет жить потому, что Шекспир пропагандировал, в этой пьесе, гуманизм и поставил кардинальные, во все времена, для каждого человека и человечества, в целом, вопросы:
     3.1.  Должен ли человек смиряться перед несправедливостью и бедами, уготованными ему судьбой. Или сражаться «в смертельной схватке с целым сонмом бед»?
     3. 2.  Имеет ли человек право предпочесть самоубийство мучительной для него  жизни?
     3. 3..  Можно ли для достижения благой цели применять любые средства, вплоть до преступлений?
      3.4.  Должна ли и может ли государственная политика соответствовать нравственным идеалам своего времени? А, следовательно, быть нравственными люди, осуществляющие эту политику, политики?
    3. 5.  Каким должен быть глава государства?
    3. 6. Каким должен быть «настоящий человек»?
    3. 7. Что такое настоящая дружба?  


В своей пьесе, Шекспир ответил, на все эти вопросы, словами своего героя, принца Гамлета, который был  гуманистом и противником уничтожения людей «за сена клок»; который считал, что людей надо ценить не за принадлежность, к какому-то слою общества, а за их личные качества. Который считал, что человек, при любых обстоятельствах, при самых малых шансах на успех, должен не уходить из жизни,  не смиряться, а сражаться за справедливость, за свои убеждения.
Наследник  датского престола, принц датский, считал, что политик должен быть нравственным, превыше всего ставить свой долг перед народом и страной; не применять преступные средства для достижения цели. Он умел дружить, любить и  «настоящим человеком» считал такого, который не изменяет ни своим убеждениям, ни дружбе,  ни при каких обстоятельствах. Принц Гамлет сам был «настоящим человеком».
Кроме того, принц Гамлет обладал чувством юмора, любил театр и был гармонически развит.

"Соединенье знанья, красноречья
И доблести»



Мог ли Владимир Высоцкий равнодушно пройти мимо этого образа? Устоять перед его силой и обаянием? Его глубиной?
Владимир Высоцкий ощущал этот образ родственным себе. Близким и дорогим.  Потому что тоже был "настоящим человеком",  превыше всего ставил свой долг перед народом, не был "рожком в руках судьбы, чтоб петь, что та захочет". Потому что, до самого конца, мужественно сражался "с целым сонмом бед" и переносил страдания "не подавая виду, что страдал". Потому, что тоже стремился к совершенству, к гармоническому развитию и тоже, во многом, стал образцом для современников, "соединеньем знанья, красноречья и доблести". Потому, что, как и принц датский, считал, что надо "быть, а не казаться".
 Потому что, с полным правом мог сказать тем,  кто осуждал его творчество, не признавал поэтом,  унижал глупой снисходительностью, не присваивал тех положенных званий, которые получали люди, куда менее талантливые, и уж точно, не сделавшие для народа одной миллионной части того, что сделал он: "меня можно расстроить, но играть на мне нельзя". 
Потому что, разделял многие взгляды принца датского, а  в конечном счёте, Шекспира, на искусство. Потому что, как и Гамлет, бесконечно любил людей, заботился о них, был по-настоящему, демократичен и благодарен за любую оказанную услугу.  И до последней минуты служил своему народу.

Значит ли всё это, что Гамлет Шекспира был почти идентичен Владимиру Высоцкому?
Конечно, нет. Потому что Гамлет никогда не писал стихов. Великий знаток людей, Шекспир, считал, что поэт не должен быть политиком. Потому, что профессии поэта и политика – абсолютно, разные. У Владимира Высоцкого и у принца датского Гамлета были разные миссии. Хотя цель была одна - служение своему народу.

Первый спектакль по пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет», Владимир Высоцкий сыграл
29 ноября 1971 года, когда ему было 33 года; последний спектакль был сыгран им 18 июля 1980 года, за неделю до смерти.
Это был блистательный спектакль, далёкий от академического толкования пьесы. Высоцкий-Гамлет выходил на сцену с гитарой и в свитере. И бросал со сцены, зрителям, практически, его, Высоцкого, ответы на кардинальные вопросы, поставленные Шекспиром. Не имеющие срока давности.

Газеты отмечали, что Высоцкий играет «на разрыв аорты»
Спектакль был, с огромным энтузиазмом, принят публикой в СССР и в Европе, Высоцкий, в роли Гамлета, был отмечен наградой.
После смерти барда, «Гамлет», поставленный «под Высоцкого», на сцене «театра на Таганке» больше не ставили.
"Не было бы Высоцкого, я бы не стал ставить " Гамлета ". Как ставить, если Гамлета нет? Когда я решил ставить " Гамлета ", я только Владимира имел в виду», - Юрий Любимов.

Tags: Владимир Высоцкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments