luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

"На смену декабрям приходят январи." Ч.1 "Русь уходящая", Репрессированные священники

"На смену декабрям приходят январи."
Ч.1 "Русь уходящая"

Самый короткий день в году и предпоследнее воскресенье 2013 года. Иду по привычно моросящему, московскому декабрю, к филиалу Третьяковки на Крымском валу. На ходу, читаю рекламу у аптеки.. "Несколько капель в глаз и взгляд будет молодым!". Счас!
А вот универсальные лекарства. Два в одном, три в одном. Мысленно продолжаю: "Одна таблетка от прыщей, две - от гриппа, три от тараканов, четыре - от грызунов"

Вхожу в здание галереи, покупаю билет. Начинается другая жизнь.

Сначала - к Павлу Корину. На самом верху, в небольшом зале, № 38, гигантский труд знаменитого художника, который автор назвал "Реквием", а Максим Горький - "Русь уходящая". О репрессированных священнослужителях православной церкви, о схимниках. По больщому счёту, об изгоняемой из страны вере. Автор работал над "Реквиемом" более 40 лет. С 1925 года до самой смерти.
Зал почти пуст. Кроме меня и смотрителя - два человека. Звучит музыка Рахманинова.

На трёх стенах - портреты репрессированных священнослужителей, схимников, участников тайных монашеских обществ. И только два портрета прихожан. На одном - нищий с яростным, обличающим взглядом. На другом, двойной портрет мастеровых - отца и сына. Сын молодой. Он стоит позади отца, глаза опущены.У него большие и очень жилистые, рабочие руки. Господи, да с каких же лет он начал работать?

К четвёртой стене ведут несколько ступенек. На ней фотографии и краткие сведения о прототипах портретов. "Расстрелян", "Умер в тюремной больнице".
Отдельно - эскиз картины.
На эскизе - церковь. В ней люди, изображённые на портретах, представленных в зале. Группами.
На переднем плане не священнослужители, а группа из трёх человек - нищий и мастеровые. Отец и сын. Вот так. Нищий и трудовой народ, которого лишают веры.
Картина так и не была написана. Вероятно, художник, в 25 году, думал, что репрессии закончатся, а годы множили и множили свои жертвы. Да и выставить подобную картину, никто бы и не разрешил.
Для нас писал, для потомков.
Вечная память репрессированным!
Спасибо Третьяковке.
Выхожу из зала. Сажусь на скамейку. Этажом ниже - огромная выставка Натальи Гончаровой. Нужен перерыв.
Tags: Живопись, Искусство, Рассказы, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments