luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО МАЭСТРО, ЮРИЯ ЛЮБИМОВА

Любимов и Высоцким
ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО МАЭСТРО, ЮРИЯ ЛЮБИМОВА

Фото Кирилла Журавлёва

Для меня имя Юрия Любимова неразрывно связано с именем Владимира Высоцкого.
В начале 2000-х, я сидела в каком-то маленьком помещении "Театра на Таганке", и ждала Любимова. Мы с ребятами из студии, которую я тогда вела, "Гражданин ХХI века", выпустили работу "Мой Гамлет", посвящённую памяти Владимира Высоцкого. Работа получила неплохую оценку. И мы хотели подарить Юрию Петровичу один экземпляр. В знак нашей глубочайшей признательности человеку, который не только подарил миру потрясающие спектакли, но, который понял и открыл миру Владимира Высоцкого вообще, и в роли принца Гамлета, в особенности.

И, вот он вошёл. Очень немолодой человек, он выглядел собранным и подтянутым. Был очень любезен. И краток - великого маэстро ждали дела. Сказал, что ему очень приятно то, что молодые люди интересуются Шекспиром. И любят Владимира Высоцкого. Полистал работу, и сразу определил, из какого именно издания произведений Шекспира отсканированы иллюстрации к работе.


Я шла домой и вспоминала, с каким восхищением и уважением говорил о Юрии Любимове наш родственник, Виктор Яковлевич, работавший в "Театре на Таганке" до 1969 года. Виктор Яковлевич закончил Сорбонну, был блестящим юристом, знал огромное количество выдающихся людей, был известным библиофилом, энциклопедически образованным человеком, и его восхищение дорогого стоило.

Я вспоминала Владимира Высоцкого, который, практически, на каждой нашей встрече, на протяжении 10-ти лет, хоть что-нибудь, да говорил об Юрии Петровиче. Мы не были близкими друзьями Владимира Высоцкого, он никогда не говорил о своей личной жизни, по крайней мере, в моём присутствии, а вот о Любимове, хоть несколько слов, да говорил. В разных контекстах. Юрий Петрович занимал огромное место в жизни барда. Реально, он был вторым отцом Высоцкого. Он понял и принял Владимира, как равновеликого ему по масштабу человека. Без него не было бы ни главных ролей, ни "Гамлета", ни монолога в "Пугачёве", покорившего Марину Влади, ни триумфальных поездок за границу.

До встречи с Любимовым, Владимир, буквально бедствовал. Дело было не только в том, что у него, иногда бывали срывы. Они и при Любимове были. К сожалению. Хотя, Юрий Петрович и заботился о Владимире Высоцком - лечил, вызывал Влади, когда барду было плохо.  Он организовал грандиозные похороны Владимира, хотя такое своеволие могли ему припомнить. И припомнили.

Дело было в том, что встретились две равновеликие, в творческом плане, личности. Поняли и приняли друг друга такими, как они есть. Этот союз невероятно много дал миру. И его невозможно было разрушить. Никакими наветами или наговорами. Которых, конечно, было множество.
Двух великих людей объединяла бесконечная любовь и уважение к хорошей литературе, к хорошему, содержательному тексту. Высоцкий, как-то рассказывал, как он смеялся над текстами, которые ему, до Таганки, иногда давали. Он говорил, что ему очень трудно было играть, потому что в голове его сразу рождались пародии. Ему такая работа была не интересна.
Любимов дал Высоцкому содержательный театр. Созвучный его внутреннему миру. И Высоцкий, в свою очередь, очень много этому театру дал.
И, конечно, самой главной ролью в жизни Высоцкого был Гамлет, принц датский. Я не видела "Гамлета" "на Таганке". По упрямству и глупости. Я доросла до понимания "Гамлета" только после смерти барда. Когда, наконец, перечитала эту пьесу. Поняла, почему Высоцкий так относился к этой роли. И мы с ребятами посвятили нашу скромную работу памяти великого человека, поэта и артиста. Равновеликого своему гениальному режиссёру. Который подарил ему счастье ПОНИМАНИЯ.

А артисты театра "На Таганке", по-моему, так ничего и не поняли. Судя по высказываниям Смехова в передаче Эльдара Рязанова и дневниковым записям Валерия Золотухина, неправильно истолковали разрыв отношений между Высоцким и Золотухиным.
И дело здесь не только в зависти и обиде. Они, по моему мнению, физически, не могли понять людей такого масштаба, как Юрий Любимов и Высоцкий. Они, по человечески, были людьми другого масштаба.

Юрий Любимов устроил своему дорогому человеку, почти сыну, грандиозные похороны. Хотя знал, что ему это припомнят. И припомнили.

А вот сейчас и он уходит от нас.

Ах, если бы нашлись неопубликованные воспоминания Юрия Любимова. Сколько он мог нам рассказать.

Вечная, светлая память Великому режиссёру и учителю!
Помним, любим, преклоняемся.

Tags: Вечная память, Владимир Высоцкий, Воспоминания, Искусство, Театр на Таганке
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments