luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

Высоцкий, Золотухин и принц Гамлет

Высоцкий, Золотухин и принц Гамлет

В последнее время, меня довольно часто спрашивают о том, что я думаю об истории с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным и спектаклем "театра на Таганке" "Гамлет".
Спрашивают, почему же, всё-таки, Высоцкий, по моему мнению, перестал считать Золотухина своим другом? Что случилось? Новый всплеск интереса к этому вопросу понятен - он вызван кончиной основателя "театра на Таганке" Юрия Петровича Любимова и последовавшей публикацией видео и интервью великого режиссёра.

Отвечаю всем и сразу. Я уже говорила, что библиотека нашего родственника, Виктора Яковлевича, значительная часть которой, после его смерти, переехала к нам, была одной из библиотек, которой Высоцкий пользовался.
Понятное дело, что многие из прочитанных Владимиром книг, мы обсуждали. Конечно, мы обсуждали пьесы Шекспира. Но, не "Гамлета". Муж читал эту пьесу, будучи взрослым, но, она ему не особо запомнилась. Я же прочитала "Гамлета" в очень раннем, детском возрасте, когда читала всё, что попало. И ничего не поняла. Сумасшедший, борьба за власть, сплошные убийства - всё это вызвало у меня сильное отторжение. На спектакль "театра на Таганке" "Гамлет" мы не ходили.
Высоцкий, который знал и понимал меня, во многом лучше, чем я тогда себя, много раз говорил, что я должна прочитать эту пьесу и во взрослом возрасте. Но, мне не хотелось.

Тем не менее, когда до нас дошли разговоры о ссоре Высоцкого с Золотухиным, которого бард считал своим другом, из-за роли принца Гамлета в одноимённом спектакле, мой муж спросил Владимира о об этой истории. Я при этом присутствовала.
Диалог был примерно таким:
- Что у тебя за история с Золотухиным и "Гамлетом".? Говорят, что он тебя предал.
- Нет, Валера меня не предавал. Он предал самого себя
- Каким образом?
- Он знал, что не потянет Гамлета, и взялся за эту роль. Он бы её испортил.
- Но, у него могло быть другое мнение.
- Нет, я ему объяснял, почему он бы её испортил.

Мы с мужем поняли, что Золотухин поменял мнение о своих возможностях, а Владимир это осудил, руководствуясь очень жёсткими профессиональными требованиями. Требовательность Высоцкого, в профессиональном плане, была известна. О том, что Высоцкий так и не помирился с Золотухиным, мы очень долго не знали. Да нас это, особо и не интересовало.

Всё изменила передача Эльдара Рязанова, посвящённая Владимиру Высоцкому, через несколько лет после его смерти.


Артист Вениамин Смехов, в этой передаче, практически, сказал, что Золотухин, в отличие от других артистов, которым Любимов тоже предлагал роль Гамлета, предал своего друга, согласившись сыграть принца датского. Это уже было слишком. Спектакль ставился под Высоцкого, люди шли в театр "на Высоцкого", и, при малейшей неудаче, освистали бы дублёра. Если бы ещё, вообще, пошли на этот спектакль без участия Владимира. По нашему мнению, все артисты, которым предлагалась эта роль, кроме Золотухина, побоялись риска.
И потом, Высоцкий чётко сформулировал, что Валера его не предавал, а предал себя, то-есть, неправильно рассчитал свои силы. Согласитесь, что между "неправильно рассчитал свои силы" и "предал" - дистанция огромного размаха. Ещё, нам с мужем не понравилось в передаче Эльдара Рязанова очень некорректное высказывание о Высоцком Евгения Евтушенко.
Поэтому, мы написали письмо с опровержением того, что считали недостоверным. И муж отнёс его в "Огонёк". Но, в "Огоньке" отказались печатать письмо.
Больше мы ничего сделать не могли, хотя и понятно было, что Золотухина опять будут обвинять в том, в чём сам Высоцкий его не обвинял. Так оно и получилось. Я потом это в дневниках Золотухина прочитала.

Я же решила, наконец, перечитать "Гамлета", чтобы понять, почему же Володе роль принца была так дорога , что он, из-за неё, поссорился с другом. Я открыла пьесу и сразу почувствовала, насколько эта пьеса для меня. Насколько это про мысли и чувства самого Шекспира. И насколько это про Владимира Высоцкого.
Оказалось, что пьеса, вовсе, не об обычной борьбе за власть дяди и племянника, что это гимн учению современных Шекспиру гуманистов. Его пропаганда. А принц Гамлет, не рефлексирующий интеллигент, как выдумывают всякие-разные критики, а гармонично развитый человек, с такой волей и такой системой ценностей, которую не могут сломить никакие обстоятельства.

"Соединенье знанья, красноречья и доблести". Разве это не о Высоцком?

"вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя" - разве это не мог сказать о себе Владимир?

"Двух тысяч душ, десятков тысяч денег Не жалко за какой-то сена клок!" - разве не так думал бард-гуманист ?

Мог такое сказать о себе Валерий Золотухин? При всём моём уважении к этому хорошему артисту, нет и нет. Он и сам это сознавал. Прочитайте его дневники. Как только Золотухину предложили роль Гамлета, ему сразу стали льстить, говорить, что он, для этой роли, ничуть не хуже Высоцкого, а, может, даже и лучше. Интересно, что Высоцкий, в своё время, отказался от роли, которая ему очень нравилась, потому что считал, что она Золотухину идеально подходит. И радовался за друга.
Из дневников Золотухина я поняла ещё одно. Какой-то косвенный элемент бытового предательства, всё-таки был. Ну, мне так кажется.
Золотухин поменял мнение о своих актёрских возможностях под действием лести и принижения Высоцкого. . А это, наверное, не очень по-дружески, слушать, как говорят невесть что о твоём друге. И молчать.
При безобразном поведении артистов Таганки за границей по отношению к Любимову, которое нельзя оправдать ничем, Валерий Золотухин, как-то промолчал. Если это не так, прошу меня простить, мне не известно ни о каких его действиях по пресечению безобразия. Высоцкий никогда бы не вёл себя так. Я не знаю подробностей многолетнего конфликта артистов с маэстро, но такого дикого позора за рубежом, Владимир Высоцкий постарался бы не допустить. Это точно.

Не так давно была передача о Высоцком. Достаточно откровенная. Я из неё узнала много нового о детстве Володи. Там три его жены сказали, что Высоцкий для них живой до сих пор. Но, это самые близкие барду люди.   Удивительно то, что Высоцкий остаётся живым даже для людей, общавшихся с ним только пару раз. Я это много раз слышала.

И это потому, что у Высоцкого был такой дар понимания людей, сопричастности к их жизни, сопереживания, что люди сразу ощущали барда своим, близким человеком. Без всякого пуда соли. Они ему, сразу, дарили доверие.
В этом, кстати, один из секретов популярности Высоцкого. Ведь он, в своих песнях, пел от лица самых разных персонажей. Зачастую, совсем на него не похожих. А люди считали, что он поёт про себя. Фронтовики считали его фронтовиком, а скалолазы скалолазом. Какое же для этого нужно было понимание и чувство сопричастности.

"Гамлет" же - пьеса, созвучная внутреннему миру самого барда. Словами Гамлета он мог поведать людям очень многое о себе и том, что было для него ценным и главным...

Пьеса "Гамлет" - самая концентрированная по содержанию из всех пьес, которые мне известны. Её не очень просто понять людям, которые резко отличаются от главного героя. У которых другая система ценностей, другая стойкость и т.д . Они начинают выдумывать. Наверное, винить за это людей нельзя.
Поскольку в "театре на Таганке", после смерти Высоцкого, не осталось людей, равновеликих великому произведению и народному барду, Юрий Любимов больше не включал "Гамлета" в репертуар.
А вот теперь, в "театре на Таганке не осталось великих. Вообще.
Вечная им память!

ИМХО!

Tags: Владимир Высоцкий, Воспоминания, Театр на Таганке
Subscribe

  • Покорми !

    КОШКАМ ОЧЕНЬ НУЖЕН КОРМ! ПОКОРМИ - НЕ БУДЬ СКОТОМ!

  • Календарь 2018

    Новый Год - в неизвестное двери. Календарь - стенография дней. Разлохмаченные снежинки в темнолесье твоих бровей. Рассветает. Бредёт по…

  • Агрессия с Депрессией

    Агрессия с Депрессией упали на кровать Агрессия с Депрессией хотят потолковать. Агрессия с Депрессией поссорились давно. Сейчас они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Покорми !

    КОШКАМ ОЧЕНЬ НУЖЕН КОРМ! ПОКОРМИ - НЕ БУДЬ СКОТОМ!

  • Календарь 2018

    Новый Год - в неизвестное двери. Календарь - стенография дней. Разлохмаченные снежинки в темнолесье твоих бровей. Рассветает. Бредёт по…

  • Агрессия с Депрессией

    Агрессия с Депрессией упали на кровать Агрессия с Депрессией хотят потолковать. Агрессия с Депрессией поссорились давно. Сейчас они…