luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

Бродский и Высоцкий - перепост с предисловием.

Высоцкий и Бродский

Предисловие

Приближается Новый год. А за ним и день рождения Владимира Высоцкого. Так приятно увидеть добрую и содержательную публикацию о нём - истинно народном барде. Который, с полным правом мог бы сказать о себе, как Пушкин:

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа"

Встреча Владимира Высоцкого с Иосифом Бролским значила для Владимира невероятно много. Дело в том, что Высоцкий был, по-настоящему, "мастеровой человек". Он был замечательным артистом, дипломированным, признанным профессионалами. Песни, в начале, были для него, чем-то непрофессиональным. Хобби. Даже, когда его первые записи оказались популярными, а поэзия стала играть всё большую роль в его жизни, он не был уверен в том, что он не хуже настоящих, профессиональных поэтов. С одной стороны, Владимир чувствовал, что не хуже,  поэты-фронтовики: Слуцкий, Мартынов, утверждали, что он - большой поэт; с другой - многие поэты, например, Евгений Евтушенко, относились к творчеству Высоцкого снисходительно, как к самодеятельности. Некоторые поэты не понимали сложности и профессиональности нового жанра - новое воспринимается многими с трудом; некоторые - завидовали. Некоторые были во власти стереотипов - бардовская песня родилась, как дворовая, и многие годы считалась самодеятельностью. Так или иначе,  в Союз Писателей Владимира Высоцкого  не принимали; были некоторые, унизительные для барда, моменты его совместных выступлений с "признанными" поэтами, членами Союза Писателей.  И это Высоцкий переживал куда больше, чем отсутствие званий.  Он понимал, что его песни и официальные звания не совместимы, и шёл на это. Звания барду не давали "начальники", чиновники, которые  были ему безразличны.
Не принимая Владимира Высоцкого в Союз Писателей, ему, в признании, отказывали люди творческие. И это подрывало уверенность барда в качественности и долговременной популярности его творчества. Поэтому, признание такого великого мастера, как Иосиф Бродский, было для Владимира невероятным подарком. Придававшим уверенность в том, что он - ПОЭТ. И, когда-нибудь, его стихи будут печатать. И читать. А не только петь.

Многих ли поэтов, отказывавших Высоцкому в признании, мы сейчас читаем? А песни нашего, народного барда, останутся в веках. И стихи Иосифа Бродского - тоже. Время всё расставило на свой места.
Читайте очень интересные материалы об отношении Иосифа Бродского к творчеству Владимира Высоцкого

Оригинал взят у trubkin в Бродский и Высоцкий (перепост)

Оригинал взят у _o_tets_ в Бродский и Высоцкий
Ровно двенадцать лет назад в Нью-Йорке умер Иосиф Бродский. На днях отмечалось семидесятилетие со дня рождения Высоцкого.

Эта фотография сделана Л. Лубяницким во время встречи двух поэтов на квартире Михаила Барышникова в августе 1977 года - это был второй приезд Высоцкого в Америку.

Честно говоря, до того, как я увидел этот снимок, знакомство этих двух людей представлялось мне чем-то апокрифическим. То есть я, конечно, знал, что они встречались, знал, как отзывался Бродский о Высоцком... Но представить их вместе было очень сложно.

Здесь я собрал то, что удалось найти в сети на тему их взаимоотношений.

1. "Принято относиться к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого отношение ко всем бардам у меня было именно таким. Но начав слушать Высоцкого, - более или менее внимательно - я понял, что мы имеем дело именно с поэтом. Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что это сопровождается гитарой, потому что само по себе, как текст, это было совершенно замечательно.

Я говорю именно о том, что он делал с языком, о его рифмах... Это гораздо лучше, чем Кирсанов или Маяковский, - я уже не говорю о таких людях, вроде Евтушенко и Вознесенского. Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрадывать тот невероятный труд, который он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыке, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой фактуры. И в этом смысле, потеря Высоцкого - потеря для русского языка совершенно невосполнимая".
(Бродский в фильме, посвященном памяти Высоцкого, США, 1981 год):



2. "Самый талантливый человек из всех этих людей, которые взяли в руки гитару - это безусловно Владимир Высоцкий. Это - действительно поэт... То есть там есть чрезвычайно высокий элемент именно поэзии. Если вы посмотрите на то, какими рифмами он пользуется, вам все станет ясно. Обидно, что... То есть в известной степени обидно, но и не обидно... Но мне обидно, лично... Что он писал песни, а не стихи" (Бродский во время встречи с читателями в Сорбонне, 1986 год)



3. Интервьюер: У вас были отношения с Высоцким?

Бродский: Особых не было. У нас был один общий приятель. Мы познакомились у Миши Барышникова. Два-три раза, когда он сюда приезжал, мы всячески гуляли, развлекались.

И: Как вы относитесь к его песням?

Б: В высшей степени положительно - не ко всему, но существует несколько замечательных. Впервые я услышал его из уст Анны Андреевны - "Я был душой дурного общества". Я думаю, что это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой - удача то, что избрал карьеру барда, шансонье. И чем дальше, тем больше им становился. Прежде всего он был актером, и все больше заигрывался, и все больше в этом было даже не театра, а телевидения.

И: Это поп-культура или культура, по-вашему?

Б: Для России это культура.

И: Переживает время?

Б: Думаю, что да. Если Вертинский пережил, то он, думаю, да. Из всей этой профессии я лучше всего относился к Высоцкому. В нем было абсолютно подлинное чутье языковое, да? И рифмы совершенно замечательные. Я по этому признаку сужу. Я человек дикий, для меня рифма - главное. ("Улица должна говорить языком поэта", "Независимая газета", №86, 23 июля 1991 года)

4. Бродский и Рейн говорят о Галиче и Высоцком ("Прогулки с Бродским", док./ф, 1993 год):

Елена Якович: Вы общались с Галичем?
Бродский: Да, немножко, немножко. Ну меня, вы знаете…Я к нему очень хорошо относился как к человеку…я его знал еще до всех этих событий. Я его еще знал по Москве, точнее по Переделкину. Но к этому жанру, в котором он, как бы сказать, работал, у меня отношение очень сдержанное было всегда.
Рейн: А ты пробовал читать как тексты это?
Бродский: Это можно. И это замечательно, мне кажется.
Рейн: Кстати, это довольно замечательно, Иосиф.
Бродский: Но я думаю, что если уж говорить на чисто текстовом уровне, на уровне качества стиха, я думаю, более интересным поэтом был Высоцкий.Безусловно.
Рейн: Да, правильно! Дело в том, что Галич очень жесткий поэт, он забивает как гвозди все это…
Бродский: Да-да-да-да.
Рейн: Это все слишком сделано. Высоцкий свободнее.
Бродский: Это вообще довольно интересное явление. Они оба – и, в частности, покойный Володя. Оба. Их обоих нет…




5. "Об Иосифе Бродском Высоцкий всегда говорил с уважением и нежностью - да, с нежностью, это точно: "Гениально!" И похвастался: "Он мне книжку подарил". Володя покопался и достал маленькую книжку стихов Бродского - авторское издание, кажется, в Лондоне, с автографом" (из воспоминаний кинодраматурга Игоря Шевцова)

6. "В Нью-Йорке Володя познакомился с Бродским, который подарил ему сборник своих стихов с посвящением: "Большому русскому поэту Владимиру Высоцкому". Cледует заметить, что Володя сильно комплексовал из-за того, что признанные советские стихотворцы относились к его стихам снисходительно, заявляя, что рифмовать "торчу" и "кричу" - дурной вкус. Подаренную Бродским книжку Володя неделю из рук не выпускал: "Миш, ну посмотри же еще раз, Иосиф назвал меня большим поэтом" (Михаил Шемякин, "Труд" 26.01.2008)

7. К.ЛАРИНА: Т.е. для него было важно признание его как поэта.

М.ВЛАДИ: Ну конечно! Когда он сидел у Бродского в Нью-Йорке, и тот ему сказал, что «ты какой ты большой, вообще, замечательный…», надписал ему книгу, как поэту – ну, он плакал всю ночь. Как мальчик. Он же был мальчик, как все мужчины, кстати. Он был мальчик в этом моменте.
(интервью Марины Влади на "Эхо Москвы" 15.02.2009)

8. "Еще одно воспоминание касается вечера тем же летом, который мы провели дома у Вероники Шильц. Почему-то мы стали слушать записи песен Владимира Высоцкого. Это было примерно за месяц до его преждевременной и для нас неожиданной смерти. Я всегда предполагал, что Иосиф знал его песни, но тут я впервые понял, до какой степени он ими восхищался. Он явно получал огромное, почти физическое наслаждение, слушая их, и с необыкновенным энтузиазмом говорил о самом Высоцком" (Сэмюел Реймер. Вспоминая Бродского / Перевод с английского Натальи Рахмановой (Звезда, № 1, 2014)

----

Использованные материалы и фотография:

М. Цибульский "Высоцкий в США"
В. Перевозчиков "Посмертная судьба"
М. Цибульский "Высоцкий и Бродский"
Сэмюел Реймер. Вспоминая Бродского
Коллекция фотографий Иосифа Бродского

за наводку на фотографию Бродского и Высоцкого, а также за ссылку на видео выступления Бродского в Сорбонне благодарю Василия Попова ex_popov!
Tags: Владимир Высоцкий, Искусство, Поэзия, Рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments