luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

Немного о творчестве Маяковского

Немного о творчестве Маяковского

В воскресенье, была на лекции о творчестве Маяковского. В центре толерантности. Там, по воскресеньям, цикл лекций о литературе первой трети?, как-то так, 20 века. Нравится лектор. Из музея Маяковского. Нравится, что аудитория молодая и думающая. Сейчас, в такой, не часто приходится бывать. К тому же, на экране, обложки старых книг. Это интересно. История литературы, история страны.
Футуристы, в отличие от своих предшественников, которые, до революции, относились к книгам, как к высшей ценности, и старались выпускать произведения в красивых переплётах, на замечательной бумаге, провозгласили книгу книгой для всех. "Прочитай книгу, отдай другому", поэтому оформление было, какое угодно. Интересно, что Мандельштам, который никогда не был футуристом, тоже так считал. Часто картинки и текст были сами по себе. Они, вообще, говорили о себе "Мы".
Маяковский же всегда был индивидуален. Это сильно выделяло его из среды футуристов, к которой он принадлежал. Даже свою автобиографию, 1922 г, он назвал «Я сам». Подчёркнул независимость. В этой автобиографии Маяковский, с юмором, рассказывает о том, как он вошёл в поэзию, как сблизился с футуристами: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались… Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе… Разговор… У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня – пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм… Днем у меня вышло стихотворение. Вернее – куски… Читаю строки Бурлюку. Прибавляю – это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это ж вы сами написали! Да вы ж гениальный поэт!» Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи… Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский»… Пришлось писать. Я и написал первое (первое профессиональное, печатаемое) – «Багровый и белый» и другие…»
Именно Бурлюку, Маяковский обязан сближению с футуристами. Оба учились в одном училище. Поэт будет публиковаться с футуристами, выступать с ними, ходить в жёлтой блузе, некоторые его произведения будет иллюстрировать Бурлюк. Но, при этом, сохранит неповторимую индивидуальность, которую сразу отметил Чуковский, при общении с футуристами. Обложки книжек Маяковского, до революции, эту индивидуальность отразят, но, отразят и его увлечение футуризмом.
Всё-таки, на мой взгляд, есть и общее в оформлении всех тех книг футуристов, которые я видела на экране..

После революции, на оформлении книг сказываются два противоположных процесса. С одной стороны, разруха, плохая бумага, плохой набор, ограничения идеологического плана; с другой - постепенно увеличивающиеся типографские возможности. Больше шрифтов, красок и т.д. Обложки становятся яркими. А текст ещё серый.
В оформлении некоторых книг очень ярко отражено увлечение Маяковского супрематизмом. Плакатность. Символическая графика
И, наконец, 1923 год. Выходит книжка Маяковского "Про это". Оформление Родченко. На обложке Лиля Брик. Родченко, преднамеренно, что-то искажает, то-то подчёркивает. Рисует Лилю почти без шеи. Она довольна. Она разделяет вкусы Родченко, дружит с ним. И он её ещё не раз нарисует.
Все стихотворения Маяковского, лектор делит на 3 группы: сюжетные, стихотворный рассказ, декларативные.
Понятное дело, что знаменитые "Окна РОСТА" Маяковского относятся к декларативным произведениям. Поэт читает телеграфную ленту. И тут же, на ходу, создаются стихи и рисунки. "Окна Роста" очень популярны. Прочитав их, люди уходят на фронт. Это агитационное искусство гражданской войны. Я не согласна с теми, кто считает, что это искусство Маяковского высушило. Оно открыло в нём ещё одну грань. Способность к агитации. Круг его общения расширяется. В окнах РОСТА, на которых многие, сейчас, ставят крест, по идеологическим причинам, работает и МООР, на мой взгляд, один из самых сильных плакатистов своего времени. Пишу, а перед глазами голодающий старик из плаката Моора "Помоги"? Практически, скилет, с поднятыми вверх руками, старик взывает о помощи. По-моему, это один из лучших плакатов того времени.
Не надо заблуждаться. Маяковский, искренне приветствует революцию. Как и многие. Он искренне любит Ленина, искренне верит в светлое будущее и делает всё, чтобы его приблизить. Да, у него почти не остаётся времени для лирических стихов. Но, он делает ту работу, которую считает нужной и важной. Он приближает лучшее будущее.
Перелом начнётся потом. При Сталине. Как бы меня не убеждали, что Ленин и Сталин, одно и тоже, я не согласна.
Вспомним, что Михаил Булгаков стоял в почётном карауле у тела умершего Ленина, что до приезда в Москву, он побывал и у белых, и у красных. И, несмотря на это, Крупская помогла ему получить квартиру. Расцвет Булгакова, рост его известности, это годы с 22-го? по 26? год. Он печатается за границей, у него там братья, он публикует такую резкую сатиру, как "Роковые яйца" и "Собачье сердце" и при Ленине - в полном почёте. При Сталине такое будет невозможно. Сталин не терпит
самодостаточности и инакомыслия. Маяковский индивидуален. И уже этим не нравится Сталину. Выставка Маяковского проходит в обстановке травли. Начинаются посадки его друзей. И вот тогда Маяковский понимает, что происходит не то, чего он хотел. Окончательно, наверное, после того, как его начитнают травить и репрессируют его друга Ломинадзе.
Лекция закончилась на 20-х годах. Если ничего не помешает, в воскресенье послушаю продолжение. Маяковского я очень люблю.
Кстати, услышала от лектора и увидела на экране, что знаменитая лесенка, у Владимира Маяковского появилась не сразу.
Мне лесенка нравится. Она подчёркивает накал чувств и экспрессию.

Tags: Владимир Маяковский, Поэзия, Рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments