luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

111 лет со дня "Кровавого воскресенья"

Сегодня, 9 января 2016 года, исполнилось 111 лет со дня "Кровавого воскресенья", расстрела мирного шествия рабочих к Зимнему дворцу, с прошением к царю Николаю II-му, улучшить их положение. Обращение к царю содержало следующие строчки: "Мы обнищали, нас угнетают, .. в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Нет больше сил, Государь… Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Взгляни без гнева …на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для Тебя, Государь!".

В шествии принимало участие около 140 тысяч человек. Празднично одетые рабочие, пришли с семьями, детьми. Они несли портреты царя, иконы, кресты, пели молитвы. Когда первая колонна подошла к Зимнему дворцу, раздались выстрелы. Погибло от 130 до 200 рабочих, число раненных достигло 800 человек. Полиция, ночью, тайно, похорогила трупы.
9 января1905г, художник Валентин Серов встретил в Петербурге. Рано утром, вместе с известным гравёром, Василием Васильевичем Матэ и скульптором Гинцбургом, он был в классе, из окна которого кровавые события были видны очень хорошо.
На улице стояли войска. «И вот справа, со стороны Большого проспекта, показалось шествие…-- На-ас-ступать! – взвизгнл офицер и понесся на толпу. Вслед за ним, размахивая шашками, стремглав пронеслись мимо окон уланы…Уланы давили людей копытами коней, полосовали шашками. Вдали были слышны выстрелы. Люди метались по улице, забегали в подворотни, парадные; на тротуарах валялись трупы… «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» -вспомнил Серов слова, слышанные не раз. Это было ужасно, совершенно невероятно… Но он всё видел своими глазами . .. Он сейчас же нарисует то, что видел… Он схватил альбом, карандаш…Матэ молча смотрел на рисунки. Наконец, Серов окончил. Захлопнул альбом и в изнеможении опустил голову на стол.» Вскоре стало известно, что командовал расстрелом великий князь Владимир Александромич, президент Академии художеств. Серов считал своим долгом протестовать. Но художники оказались трусливыми. Протест подписали только Серов и Поленов. Протест в собрании Академиков не огласили, и тогда Валентин Александрович сложил с себя звание академика.

Летом 1905г, несколько художников «Мира искусства» решили издавать сатирический журнал. Журнал должен был «бичевать царскую власть за её двуличие, ничтожество, глупость и жестокость». Первый номер «Жупела», так назвали журнал, выпустили осенью. Для него Серов сделал картину под названием: «Солдатушки, браво ребятушки! Где же Ваша слава?». Кроме серовской картины было много других интересных работ Добужинского, Билибина, Гржебина. Номер разошёлся за несколько часов. Успело выйти три номера до того,как журнал закрыли. Валентин Александрович очень жалел о закрытии журнала – он подготовил новые рисунки, ещё более дерзкие, чем предыдущие. Карикатура «После усмирения» - карикатура на самого НиколаяII. Царь мимоездом (под мышкой теннисная ракетка ) решил наградить своих солдат за «усмирение» мирного шествия. Придерживая локтем ракетку, он протягивает крест первому из особо отличившихся, вытянувшихся во фрунт, солдат. Ясно, что крестов будет много. Между шеренгой солдат и экипажем царя - трупы. Ясно, что царю пришлось перешагнуть через них на своём пути к солдатам, да и обратный путь – через трупы невинных людей.
На второй карикатуре - протест против продолжающееся войны с Японией. На поле вместо снопов из зерновых – снопы, связанные из ружей.

                               

Никогда больше не будет великий художник писать портреты царя или его родственников. Когда впоследствии его, автора лучших портретов Николая II, с этой целью, пригласили во дворец, он наотрез отказался. «В этом доме я больше не работаю», - сказал он. Вскоре, он прекратит всякие отношения с Фёдором Шаляпиным, другом юности, за коленопреклонение перед царём.
На выставке, посвящённой 150-летию со дня рождения знаменитого художника, этих картин, почему-то, нет.
Это не очень хорошо, потому что такие картины позволяют расскрыть ещё один аспект личности юбиляра, "совести российских художников". Валентин Серов помогал Левитану, вынужденному покинуть Москву в связи со своим еврейским происхождением. В результате хлопот друзей, Левитану разрешили остаться, «в виде исключения».
В 1909 году, в знак протеста против отказа принять скульптора Анну Голубкину в Училище Живописи, ваяния и зодчества из-за её политической неблагонадёжности, он демонстративно уволился из этого училища. Валентин Серов, наотрез, отказался дать подписку, что не будет вступать в антиправительственные политические объединения.
. В голодные 1890-е годы, художник помогает матери организовать бесплатные столовые; передаёт в фонд помощи голодающим или потерпевшим от погромов свои картины; в 1905г, после приезда матери в Москву, вместе с ней оказывает помощь бастующим рабочим. Он всегда заботится о своих нуждающихся студентах, предлагая выручить их деньгами. Валентин Александрович неустанно продвигает молодых художников; делает всё, чтобы пополнить достойными картинами Третьяковскую галерею.
От природы наделённый абсолютным чувством цвета и безошибочным восприятием прекрасного, Серов, к тому же, в своём творчестве, социален. К какой бы группе художников он ни принадлежал. Он понимал окружающее, как реалист и мечтал об отрадном, как гуманист и романтик. События 1905г заставили Серова разочароваться во многих, но не изменили его самого. Он просто проявился, как Гражданин и Человек с Большой буквы.
Вечная память невинным жертвам Кровавого воскресенья!

Вечная память Великому художнику и Великому Человеку, Валентину Серову!

Tags: Валентин Серов, Живопись, Искусство, История, Рассказы, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments