luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

Пушкин и Высоцкий.




25 июля - день памяти Владимира Высоцкого.

Помним и любим.
Твоё творчество, память о тебе, всегда будут с нами, Володя!

Ты был одним из самых великих бардов земли русской, да и, наверное, всего человечества. Я, лично, считаю тебя прямым преемником Шекспира и Пушкина, которых ты безмерно любил.

Сегодня, в день памяти о тебе, я публикую отрывок из 6 -ой главы моей работы о Владимире Высоцком "Живая вода". В память о преемственности двух российских поэтов.

Глава VI. Шекспир, Пушкин, Высоцкий. Преемственность поколений.
2.Пушкин и Высоцкий.

О любви Высоцкого к Пушкину, о преклонении перед ним, было известно всем, кто, хоть немного, знал Владимира Семёновича. По крайней мере, в семидесятые годы. Он старался узнать об Александре Сергеевиче, абсолютно всё; радовался, когда узнал, что вопреки бытовавшим ранее мнениям, Наталья Пушкина была совсем не глупа, любила мужа, никогда ему не изменяла, долго не выходила замуж второй раз, а потом, вместе со своим вторым мужем, любителем и почитателем великого поэта, собирала об Александре Сергеевиче всё, что могла.

Высоцкий восхищался философской глубиной многих произведений великого поэта, его эрудицией, простотой и ясностью изложения при большой ёмкости содержания.
Он восхищался его юмористическими стихами, его эпиграммами, его прозой, его письмами, его творческой мощью, которую ссылка не уменьшила, а развила. Его восхищал Пушкин-историк и Пушкин-человек, интересовавшийся своими корнями. И восхищение его вполне понятно, потому что родство душ и творческих методов обоих поэтов очевидно.

Так же, как и Пушкин, Высоцкий интересовался своими корнями, историей тех народов, к которым принадлежал, семейной историей. И, конечно, историей СССР
Если Высоцкого, в основном, воспитало героическое время Великой Отечественной Войны, восхищение перед подвигом советского народа в 1941-1945г., то для формирования Пушкина, как человека и поэта огромное значение имела война с Наполеном 1812 года. Александр Сергеевич был знаком с великим множеством людей, которые сражались на полях этой войны, которые оценили героизм русского народа , в том числе , крепостных во время войны с французами . Эти люди побывали за границей и увидели, что во Франции да и в других странах не сущенствует крепостного права, позорящего их, горячо любимую Родину. Они не понимали, почему царь не отменит это право, ведь крепостные люди во время войны показали, что они достойны свободы. Пушкин разделял взгляды декабристов, которые хотели улучшить жизнь своего народа. Только ссылка спасла его от прямого участия в этом движении и последующего страшного наказания.

Александр Сергеевич был демократичен. Хотя, он, конечно, был дворянином, в полном смысле слова. И демократичность его была особая, дворянская. Аристократическая. Пушкин любил и знал простой русский народ, любил беседовать с крестьянами, читать и слушать народные сказки. Он всю жизнь считал самым близким человеком свою няню, Арину Родионовну, он много писал сказок и стихотворений, близких простым людям. Он впервые ввёл в литературную речь многие народные обороты.
Александра Сергеевича интересовали люди из самых разных сословий. Поэтому он отразил в своём творчестве нравы и быт, чувства и взгляды самых разных своих современников. Потому и был любим всеми.
Творчество его по праву считается российской энциклопедией XIX века. Творчество Высоцкого – энциклопедией быта и нравов современных ему, советских людей.
Оба поэта имели полное право сказать о себе:

"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал"

Так же, как и Высоцкий, Пушкин при жизни не получил того официального признания, которое заслуживал. В конце его жизни, "знатоки" стали говорить, что поэт исписался, что есть люди, которые пишут, куда лучше его. Это в то время, когда Александр Сергеевич, занимался историей Петра I, и проявил себя, как блестящий и глубокий историк.
Чем те "знатоки " отличались от "советских знатоков", не принимавших Владимира Семёновича в Союз Писателей?
Так же, как и Пушкина, Высоцкого очень интересовала личность и эпоха Петра I и, конечно же, личность прадеда Александра Сергеевича, Арапа Петра Великого, роль которого выдающийся актёр так своеобразно, высоко и замечательно сыграл в кино. И жизнь и деятельность Наполеона, во многом определившего эпоху Пушкина, Высоцкого тоже очень интересовала.

А теперь в проффессиональном, поэтическом плане. Конечно, Владимир Высоцкий - человек другого времени, конечно, он актёр, и в каждой его песне живёт актёр, так же как в его лучших ролях всегда присутствует поэт. Но ему, как и Пушкину, присуще умение несколькими предложениями выразить явления, философская глубина, большая упакованность и концентрация информации.

Давайте поговорим о любви. Известно, что оба поэта любили женщин. И умели их завоёвывать. Дворянин Пушкин "гусарил".
И оставил потомкам "дон-жуанский список". Известно великое множество его стихотворений о любви - во всех её проявлениях: сильной и искренней (письмо Татьяны Онегину), флирту ( "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад») , фривольных, да ещё с примесью атеизма ("Христос воскрес, моя Ребека") и так далее. Я уже не говорю о некоторых скандально известных поэмах.
Александр Сергеевич написал прекрасные строки, с предельной точностью определяющие состояние влюблённого человека:

"Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днём увижусь я"

И строки, определяющие недолговечность чувства этого же человека – Онегина, а в более широком смысле, великого множества людей:

"Прошла зима,
Не умер, не сошёл с ума "

Содержательности приведенных, пяти строк, хватило бы на множество любовных романов.
Кроме того, в этой же "энциклопедии XIX века", Александр Пушкин посоветовал присяжным волокитам, как легче всего завоевать женщину:

"Чем меньше женщину мы любим,
Тем больше нравимся мы ей.
И тем её сильнее губим
Средь обольстительных сетей "

Его советом, наверное, воспользовались многие, чьих имён мы не знаем. Но, вот Михаил Юрьевич Лермонтов, вероятно, как верный приемник, подробно проиллюстрировал эту инструкцию в "Герое нашего времени", на этот раз, в прозе. Впрочем, может быть, он и сам до этого дошёл - всё-таки он был военный человек., и «гусарил» по традиции.

Интеллигент Владимир Высоцкий не "гусарил". Он вообще говорил о личной жизни только с очень близкими людьми. Но, женщин он любил. кРАСИВЫХ И они его любили. Оба были женаты на выдающихся красавицах.

Людмила Абрамова

И стихи о любви бард писал. Как юмористические, так и серьёзные. Со свойственной ему склонностью к обобщениям, писал, в основном стихи-явления: гимн любви ("Я поля влюблённым постелю"), об отношении к женщине, "как к мадонне Рафаэлевой", о чистой любви колхозника Коли к своей непутёвой жене, о "Нинке" и так далее.



Но я хочу остановиться только на одном его стихотворении. В нём передана вся гамма чувств опытного, зрелого мужчины, достаточно долго и, пока безуспешно, ухаживающего за женщиной, которая ему очень нравится.
Привожу строфы стихотворения с моими комментариями :

"Здесь лапы у елей дрожат на весу
Здесь птицы щебечут тревожно -
Живёшь в заколдованном диком лесу
Откуда уйти невозможно."

/Такая романтическая приподнятость, потому что женщина очень нравится. Слегка укоряет её за отрыв от жизни./

Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру
Пусть дождём опадают сирени, -
Всё равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели!"

/Полон решимости добиться взаимности. Обещает с три короба, потому что знает, что путь к сердцу женщины лежит через обещания./

"Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света,-
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем мир заколдованный этот"

/Ругает за отрыв от жизни. Но, льстит - нравится же.../

"Пусть на листьях не будет росы поутру
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре
Всё равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море"

/Объясняет, что сопротивленеие бесполезно, что он своего всё равно добьётся, нет смысла тянуть. Обещает потрясающие. условия./

" В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?"

/Требует конкретики. Просит, что, чтобы определялась, в конце концов, сколько можно тянуть? Сердится/

"Украду, если кража тебе по душе, -
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял"

/ Злится всерьёз. Жалеет, что связался. В последний раз предлагает уступить, на её, частично на его условиях (украду), и то, только потому, что жаль потраченных сил и потраченного времени. Наконец, говорит прямо - никакого дворца нет, не маленькая, сама понимаешь. Последний раз предлагаю, соглашайся, иначе мужика упустишь!/

Это каким же актёром надо быть, чтобы на протяжении одной короткой песни передавать все эти оттенки и интонации!

Вспоминается стихотворение Пушкина, посвящённое Анне Керн:

"Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты"

И так далее. И, одновременно, в памяти всплывают достаточно циничные строки, об этом же событии, в письме Александра Сергеевича своему другу А.Вольфу.

Задаю себе вопрос, на который не может быть ответа: "Если бы Пушкин жил в ХХ веке, то совместил бы оба переживаемых им, одновременно, чувства в одном стихотворении или нет?" Как Высоцкий? Ведь ХХ век потребовал ещё большей концентрации.

Tags: Владимир Высоцкий, Поэзия, Рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments