luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ И ХУДОЖНИК ВАЛЕНТИН СЕРОВ

КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ И ХУДОЖНИК ВАЛЕНТИН СЕРОВ



ПОРТРЕТ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

До событий 9 января 1905 года, у знаменитого художника, Валентина Александровича Серова, были хорошие отношения с царём Николаем II. .Блестящее мастерство, которое продемонстрировал художник, в своей картине, отражающей миропомазание Николая II, в 1896г, восхитило царя. И он, стал, неоднократно, приглашать Валентина Александровича писать свои портреты.

В1900 году, Валентин Серов пишет портрет царя Николая II. Царю портрет нравится. Этот портрет, и поныне, считается лучшим портретом последнего русского царя.

Царь очень любезен с художником. У Серова тоже благоприятное впечатление о царе, и он просит финансировать журнал «Мир искусства». Царь соглашается и выплачивает деньги из личных средств, до 1903г. Серов пишет ещё один прекрасный портрет Николая – в тужурке.
1905 год, Валентин Серов встретил в Петербурге, Здесь, в Таврическом дворце, должна была открыться историческая выставка русского портрета - новое детище Сергея Дягилева.

Рано утром, 9-го января, они с преподавателем Академии хуожеств, Василием Васильевмчем Матэ, вошли в класс Академии, окна которого выходили на 5-ю линию. В классе встретили скульптора Гинцбурга. Все трое подошли к окну. На улице стояли войска. «И вот справа, со стороны Большого проспекта, показалось шествие…-- На-ас-ступать! – взвизгнул офицер и понесся на толпу. Вслед за ним, размахивая шашками, стремглав пронеслись мимо окон уланы… Уланы давили людей копытами коней, полосовали шашками. Вдали были слышны выстрелы. Люди метались по улице, забегали в подворотни, парадные; на тротуарах валялись трупы… «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» - вспомнил Серов слова, слышанные не раз. Это было ужасно, совершенно невероятно… Но он всё видел своими глазами... Он сейчас же нарисует то, что видел… Он схватил альбом, карандаш… Матэ молча смотрел на рисунки. Наконец, Серов окончил. Захлопнул альбом и в изнеможении опустил голову на стол».

Вскоре стало известно, что командовал расстрелом великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств. Серов считал своим долгом протестовать. Но художники оказались трусливыми. Протест подписали только Серов и Поленов. Этот протест в собрании Академиков не огласили, и тогда Валентин Александрович сложил с себя звание академика.
Отношение Валентина Серова к Николаю II , изменилось самым коренным образом. До крайнего негатива.
Летом 1905года, несколько художников «Мира искусства» решили издавать сатирический журнал. Журнал должен был «бичевать царскую власть за её двуличие, ничтожество, глупость и жестокость». Первый номер «Жупела», так назвали журнал, выпустили осенью. Для него Серов сделал картину под названием: «Солдатушки, браво ребятушки! Где же Ваша слава?». Очень интересно выбраны и композиция, и колорит. Показан момент перед непосредственным избиением толпы. Кровь невинных ещё не пролилась, но вся картина, как бы залита этой кровью. В журнале было много других интересных работ: Добужинского, Билибина, Гржебина. Номер разошёлся за несколько часов. Успело выйти три номера до того, как «Жупел» закрыли. Валентин Александрович очень жалел о закрытии журнала – он подготовил новые рисунки, ещё более дерзкие, чем предыдущие.

Карикатура «После усмирения» - на самого Николая II. Царь мимоходом (под мышкой теннисная ракетка) решил наградить своих солдат за «усмирение» мирного шествия. Придерживая локтем ракетку, он протягивает крест первому из особо отличившихся, вытянувшихся во фрунт, солдат. Ясно, что крестов будет много. Между шеренгой солдат и экипажем царя - немало трупов. Очевидно, что царю пришлось перешагнуть через них на своём пути к солдатам, да и обратный путь – через трупы невинных людей.
На второй карикатуре - протест против продолжающейся войны с Японией. На поле вместо снопов из зерновых – снопы, связанные из ружей.

Никогда больше не будет великий художник писать портреты царя или его родственников. Когда его, впоследствии, с этой целью пригласили во дворец, он наотрез отказался. «В этом доме я больше не работаю», - сказал он

.
В том же, 1905 году, Серов написал портрет Фёдора Шаляпина. Огромный портрет певца – два метра в высоту и больше метра в ширину, монументален и лаконичен одновременно. Он настолько выразителен, что стал каноническим портретом Шаляпина. С Шаляпиным, Серов дружил с ранней молодости.В 1905 году, Шаляпин разделял взгляды художника на Кровавое воскресенье.


Но, в 1911г, певец, вместе с хористами, опустился на колени перед Николаем II. Серов ему этого не простил. Он собрал вырезки из газет, описывающих этот случай, и послал певцу с коротенькой запиской: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Постыдился бы». Больше они не общались.
Источники: М. КОПШИЦЕР "Валентин Серов", 1972 год
Моя работа о Валентине Серове Когда есть совесть и великий талант", 2008 г.

Tags: Валентин Серов, Искусство, История, Рассказы, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments