luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

РОМАНТИКА РЕАЛИЗМА

РОМАНТИКА РЕАЛИЗМА

Так бы я назвала грандиозную выставку произведений Зинаиды Серебряковой, на которой была, за неделю до её закрытия, в течение . 3-х с половиной часов, что для такой представительной выставки, маловато. К сожалению, не смогла выбраться второй раз..

Зинаида Серебрякова, в девичестве Лансере, родилась 12 декабря 1884 года, в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). в семье прославленных представителей изобразительного искусства.
"Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком...Братья Зинаиды Лансере Николай — талантливый архитектор, а другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики."
https://ru.wikipedia.org/wi…/Серебрякова,_Зинаида_Евгеньевна
Девочка была младшей в семье и , неудивительно, что "родилась с карандашём в руках", с детства рисовала.
В 1886 году, умирает её отец. И семья переезжает в дом деда, Николая Бенуа, В Петербург.
"В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза."
https://ru.wikipedia.org/wi…/Серебрякова,_Зинаида_Евгеньевна

В 1905 году, Зинаида Лансере, выходит замуж, за своего двоюродного брата, Бориса Серебрякова, студента-путейца, детская дружба с которым, переросла в любовь.

.

Зинаида счастлива в браке. И продолжает заниматься живописью " В 1905—1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже." В 1906 и 1907 году, в Нескучном, рождаются её сыновья, Евгений и Александр. Счастливая молодая женщина рисует, в основном, окружающие её, в Нескучном, пейзажи, пронизанные любовью к природе и чувством единения с ней, портреты близких и автопортреты, портреты крестьян.

                             

.

В 1909 году, в возрасте 25 лет, в родовом имении Нескучное, молодая художница пишет автопортрет "За туалетом". Зинаида Серебрякова вспоминала, как начала его писать: «Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…»

https://www.culture.ru/s/serebryakova/
У зеркала, молодая женщина расчёсывает волосы. На столике - баночки и скляночки, нужные каждой женщине; подсвечники. За спиной - предметы обстановки. Всё простое, не дорогое. Как и белый корсаж женщины. Но, молодая женщина вся светится от счастья. Любимый муж, любимые и красивые дети, единение с прекрасной природой создают внутреннюю гармонию, которая отражается в картине.

В 1910 году, автопортрет "За туалетом", представлен на выставке «Мира искусства» и, несмотря на соседство с картинами прославленных мастеров, привлекает к себе внимание публики и профессионалов. К молодой женщине, впервые, приходит слава. Картину покупает Третьяковская галлерея. Этой картине суждено стать визитной карточкой художницы, в России. Хотя она напишет огромное количество картин, из которых многие являются шедеврами.

В 1911 году, художница вступает в объединение "Мир искусства". Серебрякова плодотворно работает, участвует в выставках. Она, по праву считается одной из самых интересных, молодых художниц России. Революцию художница встречает, в Нескучном. Она мать уже четверых детей - в 1912-м и 1913 годах, рождаются две её дочки - Татьяна и Екатерина. К этому времени, она уже признанный автор ряда прекрасных картин, показывающих полную гармонию в её семье и единение с природой.

Революция меняет основы существования. Начинается, совсем другая жизнь. В 1919 году, от сыпного тифа, скоропостижно, умирает любимый муж Зинаиды Серебряковой. Её Боречка. На глазах жены и детей, которые, не в силах ему помочь. Потрясённая Зинаида создаст шедевр, передающий её состояние - "Карточный домик", который строят её осиротевшие дети.

Художница остаётся одна с 4 детьми и больной матерью. Она, никогда не жила богато и богатство мало что, для неё значило. Но, тут, на пороге - настоящая нищета. Начинается борьба за существование. Художница перевозит семью в Харьков и "находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов."
Вскоре, до Зинаиды Серебряковой доходит известие о том, что Нескучное ограблено и сожжено.
"В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни."
https://ru.wikipedia.org/wi…/Серебрякова,_Зинаида_Евгеньевна

Идёт бесконечная, изматывающая борьба за выживание.
Напряжённая работа и трудности не смягчают тоску художницы по умершему мужу. Она пишет своей подруге, Галине Тесленко, в 1922 году, в письмах:
"Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг."
«Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства. Я в отчаянии, все так безнадежно для меня. Хотя бы уехать куда-нибудь, забыться в работе, видеть небеса, природу».
"Живем мы по-прежнему каким-то чудом, т. к. фантастические миллионы, которые теперь стоит жизнь, все растут и растут. В феврале здесь будет выставка… Я же с ужасом вижу, что у меня за этот год опять нет ничего значительного, интересного, что выставить. Наконец я буду получать ученый паек с Нового года."

Художнице всего 38 лет.
https://www.culture.ru/s/serebryakova/

В это время, старшая дочь Зинаиды Евгеньевны, Татьяна, начинает заниматься балетом и художница получает возможность наблюдать жизнь за кулисами Мариинского театра. Воплощая свои наблюдения в замечательные картины балетного цикла.

Подгоняемая жестокой нуждой, Зинаида Серебрякова, решает поехать в Париж, к переехавшему туда дяде, Александру Бенуа. Она считает, что сможет там несколько месяцев поработать, заработать достаточно денег для того, чтобы, как-то уйти от ужасающей нужды. Детей художница оставляет с матерью.
Разлука, которая планируется как краткая, растягивается на долгие годы. Художнице удаётся забрать к себе двоих детей. Двух других, с матерью, не выпускают из Советского Союза. В 1933 году, умирает мать Зинаиды Евгеньевны. Двое её, уже взрослых детей, остаются, в СССР.

За рубежом, Зинаида Серебрякова продолжает вести очень трудную жизнь. Она пишет портреты, картины, которые очень высоко оценивает критика, Она ездит, по разным странам, всегда восхищаясь и удивляясь невиданному, создаёт новые и новые циклы: французский, бельгийский, марокканские и другие. Они приносят ей известность. Но, не финансовый достаток - Серебрякова не практична.

.




Во времена оттепели, художница получает возможность вернуться на Родину. но, она стара,

больна. И это ей, уже, не под силу. Её навещают её дети, проживающие, в СССР.

"В 1965 году наконец-то открылись сразу три ее выставки — в Москве, Киеве и Ленинграде; подготовка к ним заняла пять лет. Зинаиде Серебряковой было уже за 80, и она ждала вестей о реакции публики на картины. И дождалась. Успех был оглушительным — толпы у входа на выставки, восторженные отклики в газетах. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой. Советские музеи скупали ее картины, а альбомы с ее работами выпускались миллионными тиражами. Наконец-то картины Серебряковой увидели те, кто только слышал о ней...."

"19 сентября 1967 года, Зинаида Серебрякова скончалась, в возрасте 82 лет. Она похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем."
https://www.culture.ru/s/serebryakova/

Проходившая, в 2017году, Третьяковке, выставка, посвящённая 50-летию, со дня кончины выдающейся художницы, осветила всю её жизнь - от самой ранней молодости и ранних, ещё не очень совершенных картин, до конца её жизни.
Спасибо сотрудникам Третьяковки!
Вечная память замечательной художнице!!

Tags: Вечная память, Живопись, Искусство, Рассказы, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments