luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. Часть1


ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО,ИЛИ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНЫХ МОНОСПЕКТАКЛЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

АВТОРСКИЙ ПЕРЕПОСТ III ГЛАВЫ МОЕЙ РАБОТЫ "ЖИВАЯ ВОДА" Редакция 2018г. НАЧАЛО ГЛАВЫ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ -

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1550945851657875&id=100002274260976&pnref=story

(Эта работа, в 2000-х, являлась официальным дидактическим материалом по изучению жизни и творчества Владимира Высоцкого, в школах и т.п. Один экземпляр, 1 редакция - в московском музее Высоцкого)

ВВЕДЕНИЕ

Все ответы на ТВ-опросы, о том, кто Высоцкий, в первую очередь, которые я слышала, продиктованы, или эмоционально-личностным восприятием его творчества, т.е, на уровне "нравится-не нравится" или не очень аргументированы. Подчёркиваю, что я говорю только о тех передачах или материалах, с которыми знакома..
Может быть множество других, наиподробнейших, но, я о них ничего не знаю.
III глава моей работы о Владимире Высоцком "Живая вода"
является изложением моего взгляда на его песенное творчество. Именно оно имело самую массовую аудиторию, которая дала Владимиру Высоцкому самое высшее звание "Всенародный".

Итак, 1 часть III главы


III. Песенное творчество Владимира Высоцкого, как новый синтетический жанр второй половины ХХ века.
Очень часто ведущие передач о Высоцком задают деятелям искусств, хорошо знавшим знаменитого барда, вопрос: кем был для Вас Высоцкий, в первую очередь - поэтом или драматическим артистом.
Мне лично этот вопрос представляется, вообще, некорректным. Если речь идёт о том, каким он был в жизни, то и поэтом и актёром одновременно, потому что у него было и поэтическое и актёрское восприятие информации. В любую секунду его жизни. Если нам предлагают как -то сравнить его деятельность в роли поэта и как актёра театра и кино, то логично было бы говорить о его чисто поэтическом творчестве. Но его-то ведущие обычно не слишком хорошо знают.
И чаще всего сравнивают "песенное творчество" Владимира Высоцкого с его работами в театре и кино. Но его "песенное творчество" - явление синтетическое.

Кто такой поэт?
Поэт - это человек, задачей которого является при помощи слова передать мысли и чувства так, чтобы они вызывали понимание и сопереживание других людей.
Давайте рассмотрим песни Владимира Высоцкого с точки зрения поэтической. Отрешившись от музыки и исполнения.
Что мы увидим? Мы увидим уникальную, к сожалению, пока мало изученную поэзию.
Невероятная концентрация мысли и чувства в очень маленьком объёме, чёткое выделение общего или у огромного числа индивидуумов или каких-то явлений.
Жёсткое отбрасывание всего внешнего во имя выявления сущностного, определяющего. Многослойность, многозначность.

Хочу привести, как пример, всего три песни. Из самых разных областей.
Первая песня - о Великой Отечественной Войне:
"Он не вернулся из боя".

В ней речь идёт об участниках Великой Отечественной Войны, которые честно и самоотверженно выполняли тяжёлую фронтовую работу, во имя общей великой цели. И эта их общая работа, одна на всех, без каких-либо скидок и снисхождений характеризуется одной фрахой -"время текло для обоих".
Обратите внимание, какая обобщающая категория применяется - время! Время воспринимается одинаково только теми, кто занят одной работой. То, что время ожидания и время свидания воспринимается нами по-разному, любой прочувствовал на собственном опыте. И эта единая, суровая работа, сплачивала фронтовиков - превращала их, таких разных, "он всегда говорил про другое" в самых близких, самых дорогих людей.
Поэтому физическая смерть фронтовых друзей, на которых можно положиться, как на самого себя, воспринималась, как самая страшная потеря, как потеря части собственного я:

"……………….кажется мне
Это я не вернулся из боя"

Я не случайно сказала о физической смерти, потому что в памяти друзей погибшие товарищи обрели вечную жизнь, продолжая поддерживать оставшихся в живых.

"Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие, как часовые,
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые"

Концентрация чувств и мыслей в четырёх строчках, просто невероятная: "не оставят в беде" , то-есть, будут поддерживать примером героического поведения в тяжелейших ситуациях;
"наши мёртвые, как часовые" - память о них должна заставить нас быть начеку , чтобы предотвратить повторение ужасных событий . И одновременно зрительный образ - обелиски на возвышениях напоминают часовых!
И второй зрительный образ - голубые от отражения яркого весеннего неба деревья.
Хочется обратить внимание ещё на одну строчку этого стихотворения:


"Вырвалась, будто из плена, весна"
Невероятно точно, логично и образно. "Вырвалась, будто из плена", потому что тематика военная. "Вырвалась" - значит, бурная.
Строчка, которая может заменить десятки длинных строк-описаний.
Даже, если бы Высоцкий написал только одно такое стихотворение, то он всё равно был бы гениальным поэтом-новатором. Поэтом, именно ХХ века, века огромного количества информации, когда описательное уже не задевает, и хочется сущностного. Когда место эпизода занимает явление.
Вообще, почти все "военные" песни Высоцкого - явления, шедевры. И "На братских могилах", и "Песня о Земле", и "Все ушли на фронт", и "Штрафные батальоны", и "Песня о новом времени", и "Аисты", и "Солдаты группы "Центр"" - всего не перечислишь!
Военные песни Владимира Высоцкого практически исчерпывающе освещают тему Великой Отечественной Войны с точки зрения психологии и быта самых разных её участников. И тех, кто жил в это страшное время, в тылу.

Tags: Владимир Высоцкий, Мир, Рассказы, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments