luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ЧАСТЬ 2

.

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО, ИЛИ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНЫХ МОНОСПЕКТАКЛЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ЧАСТЬ 2.

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

АВТОРСКИЙ ПЕРЕПОСТ III ГЛАВЫ МОЕЙ РАБОТЫ "ЖИВАЯ ВОДА". Редакция 2018 г

НАЧАЛО -

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1550858221666638&id=100002274260976&pnref=story

Песня вторая, на которую хочется обратить Ваше внимание называется "Два письма" и, по существу , представляет собой две песни, два стихотворения: письмо колхознику Коле из деревни и ответ Коли из Москвы в деревню. Давайте, рассмотрим только письмо-ответ.

Это такая же песня-явление, как и приведенная выше песня о войне, хотя, на первый взгляд, может показаться, что речь в ней идёт о конкретных людях . В ней, одновременно, показана и душевная красота многих неприметных простых тружеников и типичные недостатки системы и многих колхозников.

Сюжет песен прост. Колхозник Коля, впервые попал в столицу. Потому что его бугая, в числе лучших, отобрали, для показа на выставке. Но, мог и не попасть. Потому что про его бугая "сперва кричали - будто бракованный"....
Такая вот критика системы, одной фразой - не в бровь, а в глаз - наградили за то же, за что, сначала, ругали.
Коля пишет своей жене письмо-ответ, в котором, весь, как на ладони, с его трудолюбием, беззаветной, чистой и светлой любовью к своей легкомысленной и не очень достойной подруге жизни, ради которой он экономит и не ест даже супу, чтобы купить ей московскую кофточку.

"Водки я пока не пил - ну не стопочки
Экономлю и не ем даже супу я, -
Потому что я куплю тебе кофточку,
Потому что я люблю тебя, глупая".

И опять предельная точность:
для крестьянина суп - главная еда.
"Водки я пока не пил" говорит о том, что это привычный продукт потребления Коли.
И потрясающее выражение любви к своей непутёвой жене, ради которой Коля экономит и не употребляет ни водки, ни супу:

"Потому что я куплю тебе кофточку,
Потому что я люблю тебя, глупая".

Посмотрите, какая насыщенность информацией, в 4 строках. Я такой не знаю ни у кого

.

Третья песня: "Диалог у телевизора - о бездуховных людях, жизнь которых состоит из работы, не дающей никакого удовлетворения и серой семейной жизни, унылой и безрадостной, с руганью и побоями, которую только водкой и остаётся заливать. И исправить, с точки зрения жены, можно только с помощью жалоб на работу мужа.
Завершающие строки, прямо поднимают частное на уровень обобщения. Они подчёркивают, что подобных Вань -великое множество:- пьёт-то ведь герой не один!.



"Тут за день так накувыркаешься,
Придёшь домой - тут ты сидишь!
Ну и меня, конечно, Зин,
Всё время тянет в магазин,-
А там - друзья…Ведь я же, Зин,
Не пью один."

Как, очень точно заметил один  мой друг , короткая строчка, в контексте этой песни:
"Придёшь домой - тут ты сидишь!" - это, просто, формула нелюбви.

Высоцкий, как всегда, поражает. Сколько же он хотел и мог сказать людям, если такая упакованность информации! Содержания одной песни другому автору хватило бы на три-четыре тома.
А кому-то ещё не понятно, почему не признавали поэтом: да разве такой талант можно простить? Ах, эта вечная тема Сальери…

Но, огромную роль , конечно, сыграла привычка к стереотипам, препятствующая пониманию нового. Отсутствие привычных критериев оценки.
Потому что творчество Высоцкого - поэзия ХХ века, она - новое явление в поэзии.

Но, как бы то ни было, поэзия сущностная, философская. Такую обычно понимают не чувствами, а умом. Да и то не с первого раза. А тут очень сильное эмоциональное воздействие на уровне сопереживания, почти с первого слова.
Почему? Я долго не могла этого понять. А потом поняла. Тут точный расчёт психолога, актёра, режиссёра, знающего реакцию публики. Человека, которому во чтобы- то ни стало надо донести до людей, что-то главное, невероятно важное, то, что они сами без него могут пропустить или не понять. Человека, который хочет и должен выполнить свою миссию.

Песня обычно представляет собой монолог от первого лица. И персонаж, от имени которого исполняется этот монолог, показан в минуту предельной искренности, с самыми доверительными, личностными интонациями, обращёнными к зрителю или слушателю. Монолог обязательно содержит что-то общечеловеческое, понятное всем; то, что Владимир Высоцкий разглядел, понял и, о чём хочет нам рассказать. И что своей исповедальностью трогает, практически, любую душу - ведь мы же все люди. И объединяет в этом понимании всю аудиторию. Даже, если персонаж не очень симпатичный.
Но написать такую песню - это далеко не всё. Надо ещё её исполнить так, чтобы люди поняли и почувствовали или хотя бы просто почувствовали , что хотел выразить поэт. А это уже задача исполнителя, в данном случае актёра моноспектакля. И требует этот моноспектакль актёров только самого высшего уровня. Ведь хороший актёр - это не тот человек, который иммитирует голос или походку, в этом случае он просто подражатель. Хороший актёр - такой, который может понять материал, пропустить его через себя и достигнуть такого уровня перевоплощения, чтобы зритель или слушатель его информацию воспринимал, как личностную и достоверную.
Всем известно, что зрители воспринимали песни Высоцкого, как относящися именно к ним: альпинисты считали автора альпинистом, военные - военным, а уголовники - уголовником.
Даниэль Ольбрыхский в своих воспоминаниях пишет, что польские мужчины обычно не плачут, а на концертах Высоцкого плакали все. Актёр! И ещё какой!
Иными словами.
Донести такой сложный материал до слушателя может только актёр самого высокого уровня, обладающий даром очень точного перевоплощения, с полной самоотдачей. Так что песенное творчество Владимира Высоцкого с полным правом можно считать и одной из его лучших актёрских работ.

Хотелось бы ещё отметить, что Высоцкий почти никогда не поёт от лица настоящих подлецов. Он их не считает за людей и, чаще всего, обезличивает:

"С неба упала вторая звезда
Вам на погоны".

но Владимиру Высоцкому и этого мало. У него абсолютгая музыкальная память, он человек ХХ века, и хочет, чтобы, усиливая сказанное, заветное, идущее от души к душе, звучала музыка. И он становится композитором. И музыка тоже на высшем уровне: она точно соответствует содержанию, усиливая его.
Композиторы, которые пытаются мерить музыку барда оперными или эстрадными мерками, выбрали явно не те эталоны.
А так как такая сущностная песня только по названию песня, а по сути - моноспектакль, то требуется ювелирная режиссёрская работа, чтобы согласовать все жанры. И Высоцкий становится режиссёром. И эту работу тоже выполняет на самом высшем уровне - такой уж запредельный это был человек!

Поэтому, пока не найдётся человек, который по уровню личности и по актёрскому мастерству будет соответствовать уровню песен-моноспектаклей Владимира Высоцкого, хорошего исполнения его песен не будет. Хотя, автор, как поэт и режиссёр, для исполнителя уже сделал всё.
Иными словами, бардовские песни Владимира Высоцкого, в привычном смысле слова, песнями назвать нельзя; они являются новым синтетическим искусством, появившимся в ХХ веке и не имеющим ещё точного названия.

Но оставим в покое профессионалов, которые подходят к новому искусству со старыми мерками.
Давайте лучше послушаем, что говорил на эту тему сам Владимир Высоцкий , в 1979г.,в студии телевидения, в Пятигорске:

"Я себя считаю тем, кто я есть. Я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может, это даже какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофонов в ХIХ веке, была только бумага. Теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны."
"Значит, может появиться новый вид искусства"
"Вы спросили, кем я себя больше считаю - поэтом, композитором, актёром? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос. Может быть, всё вместе это будет называться каким-то одним словом в будущем, и тогда я вам скажу: "Я себя считаю этим-то! Этого слова пока нет".
Вот прямой ответ на поставленный вопрос. Когда речь идёт о человеке с таким чётким аналитическим мышлением, как у Высоцкого, не надо ничего выдумывать. Надо только внимательно читать то, что он сам о себе сказал.

И , однажды, он ещё сказал, что его песни отличаются от остальных тем, что их можно играть.

Иными словами - песенное творчество Владимира Высоцкого - это театр его музыкальных моноспектакдей. Именно, в этом театре, у него была самая широкая аудитория.

К сожалению, большинство людей, не видело Владимира Высоцкого, в таких потрясающих ролях, как Хлопуша, в "Есенине", Свидригайлов в "Преступлении и наказании", его любимом "Гамлете", награждённом множеством международных премий, в роли Галилея или Лопахина из "Вишнёвого сада".фильм ""

Да и в кино, Владимир сыграл не так уж много знаковых ролей. К сожалению, он слишком быстро ушёл из жизни. Как раз тогда, когда договорился, что на Одесской студии , будет, как режиссёр, ставить фильм "Зелёный фургон". По своему сценарию. И грать главную роль. И петь свои песни.

Очень и очень жаль, что ему не удалось, полностью, реализоваться.

Вечная память!

Tags: Владимир Высоцкий, Мир, Рассказы, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments