luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

ВАЛЕНТИН СЕРОВ, ПОРТРЕТ ИЛЬИ ОСТРОУХОВА




ВАЛЕНТИН СЕРОВ, ПОРТРЕТ ИЛЬИ ОСТРОУХОВА, 1902 ГОД

Илья́ Семёнович Остроу́хов - художник-пейзажист и декоратор., Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской Академии художеств. Известный коллекционер. Один из близких друзей Валентина Серова. Учился живописи "у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. ...С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.... Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Остроухов,_Илья_Семёнович
С 1882 по 1884 годы, занимался в мастерской у Павла Петровича Чистякова, в 1886-м году - в мастерской В.Е. Маковского. В 1887 году, вместе с Валентином Серовым и двумя братьями Мамонтовыми, посетил Италию. Был близким другом основателя Третьяковской галереи, Павла Михайловича Третьякова. Вместе с Валентином Серовым, оформил не один спектакль домашний спектакль, в доме Саввы Мамонтова.

В декабре 1898г., умер Павел Михайлович Третьяков. По завещанию, делами Третьяковской галереи должен был ведать Совет, состоящий из четырёх человек: один из них должен был быть членом семьи Третьякова, остальные три выбираться Московской городской думой из крупных художников или из гласных думы. Одного художника Третьяков назвал сам - Илья. Остроухов, вторым художники выбрали Валентина Серова.
Остроухов в период с 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы был фактическим руководителем попечительского совета Третьяковской галереи
https://ru.wikipedia.org/wiki/Остроухов,_Илья_Семёнович

Серов и Остроухов взялисьза дело с той добросовестностью, которая была им присуща Приходилось не только отыскивать хорошие картины, но и «пробивать» их покупку или просто разрешение на их нахождение в галерее, которое зависело от гласных думы, тоже входивших в Совет. Гласные в картинах понимали мало, были консервативными, поэтому часто возникали конфликты, которые непросто было разрешить. Но всё-таки, многого удавалось добиться.
Уже после смерти П.М.Третьякова, в период деятельности попечительского Совета, в Галерею поступили такие выдающиеся произведения русского искусства рубежа XIX–XX веков, как картины М.А. Врубеля - «Пан»", «К ночи», «Демон поверженный»; К.А. Сомова - «Дама в голубом»; А.П. Рябушкина «Русские женщины XVII столетия в церкви»; В.Э. Борисова-Мусатова - «Призраки», «Изумрудное ожерелье» и другие.
Именно, Илья Остроухов, происходивший из зажиточной, купеческой семьи, организовал похороны своего дорогого друга - Валентина Серова. На свои деньги - денег на похороны, в семье Валентина Серова, вечно раздававшего их нуждающимся, не было.

В 1890-х годах, Остроухов начал собирать свою коллекцию живописи, графики, скульптуры, икон. Его частный музей был открыт для посещений.
"В 1918 году, музей был национализирован, а Остроухов назначен его пожизненным хранителем. С 1920 года назывался «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». После смерти хранителя музей расформирован, а его фонды разошлись по музеям. Значительная часть коллекции икон Остроухова находится в собрании отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи....
"В марте 1929 года, сильно болеющий, полуслепой Остроухов был лишён избирательных прав как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли»; через четыре месяца, 8 июля, скончался на 71-м году жизни и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. Через месяц Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова был ликвидирован. Жену Остроухова выгнали из дома и она жила до своей смерти в одном из московских подвалов... Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»)"
https://ru.wikipedia.org/wiki/Остроухов,_Илья_Семёнович

С портрета Валентина Серова , на нас смотрит интеллигентный, не стремящийся к внешней эффектности, энергичный и умный человек средних лет. Находящийся, в своей, привычной среде - среди книг и произведений искусства. Повернувшийся, скорее всего, к посетителю, у которого к нему, какое-то дело.

Tags: Валентин Серов, Живопись, Рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments