luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. Ч.4 "ГАМЛЕТ" ЛЮБИМОВА И ВЫСОЦКОГО

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.
"ГАМЛЕТ" ШЕКСПИРА И "ГАМЛЕТ" ЛЮБИМОВА.
Ч.4 ГАМЛЕТ ЛЮБИМОВА И ВЫСОЦКОГО.


"Гамлет" Шекспира считается вершиной искусства. Его ставят и ставят на самых престижных сценах всего мира. Более 400 лет. Ставят по-разному. Потому что вопросы, которые обсуждаются в этом гениальном произведении сама жизнь ставит, практически, перед любым человеком. В любые времена. Поэтому они всегда актуальны. Но, эти актуальные проблемы каждый режиссёр решает по-своему. Он имеет на это право.


Спектакль "Гамлет" был поставлен Юрием Любимовым после долгих уговоров Владимира Высоцкого, который считал эту пьесу абсолютной вершиной, а роль Гамлета - своеобразной кандидатской диссертацией для любого артиста. И, когда "Таганке" окончательно запретили ставить "Хронику Шекспира", Юрий Петрович решил поставить "Гамлета" того же автора. С Владимиром Высоцким в главной роли. Высоцкого на главную роль долго не утверждали, но, в конце-концов, Любимов добился своего.


Юрий Любимов поставил Гамлета очень нестандартно, во многих отношениях.

Гамлет у него, лишь по тексту, принц. Простые, вязанные костюмы, на сцене могила и занавес в роли судьбы, сметающей персонажи в могилу.

Отсутствие линии Фортинбраса, молодого правителя-рыцаря, у которого роль небольшая, но, очень у Шекспира знаковая, снимает со спектакля политическую окраску, потому что исчезает постоянное сравнение молодого Гамлета - гуманиста с двумя его примерными сверстниками - рыцарем Фортинбрасом, и интриганом Лаэрт. Все три представителя молодого поколения или уже во власти или претендуют на власть.
Обедняет ли это спектакль ?
Я думаю, что, в каком-то смысле, да.
Уходит в никуда политическое завещание великого драматурга. А ведь очень актуальный и сегодня вопрос: выбирать политиков-гуманистов или политиков-воителей, политиков-интриганов.

Почему так поступил Великий режиссёр?
Имея, в качестве исполнителя роли Гамлета, такого потрясающего артиста, как Высоцкий, человеческий масштаб которого позволял ему понять, а актёрский - передать зрителям всю полноту текста Шекспира?

На мой взгляд, спектакль обогатился бы ещё больше, заставил бы задуматься над знаковыми вещами ещё сильнее, если бы великий гуманист Владимир Высоцкий,
призвал бы подумать на эту тему людей, пока ещё избиравших политиков чисто символически. Заставил бы их задуматься также и о том, какими качествами должен обладать народный лидер?

Что, Юрий Петрович этого не понимал? Конечно, понимал.
Но правитель-рыцарь, в пьесе не появится. И умирающий Гамлет не отдаст свой голос за политика- рыцаря, более всего опасаясь того, чтобы его Родина не попала в руки правителя-интригана.

Но, Любимов также понимал что на его, минимально заставленнойй декорациями сцене, всегда усиливается внимание зрителя к передаваемому актёрами смыслу.
Он понимал также, что включи он линию Фортинбраса, и этот спектакль, вообще, не увидел бы свет.
Как не увидела света историческая хроника Шекспира.
Юрий Петрович очень хорошо знал своих цензоров.
Конечно, очень жаль, что никто не смог увидеть самую знаменитую, лирико-философскую пьесу Великого драматурга с принцем Гамлетом, которого играл бы великий гуманист 20 века, Владимир Высоцкий, без купюр.
Но, приходилось считаться с реалиями того времени.

С исчезновением линии Фортинбраса, внимание зрителей перененосится на нравственную коллизию. На процесс принятия решений человеком вообще, который стоит перед сознательным и очень сложным выбором. Хотя у человека на сцене есть конкретное имя.


Вот что говорил Владимир Высоцкий: "«Я не играю принца датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя, Но какой же это был трудный путь к себе!..»"
Юрий Любимов и Владимир Высоцкий, в спектакле "театра на Таганке", решительно отвергают устоявшийся образ Гамлета, как рефлектирующего интеллигента. Перед нами зрелый, волевой, гармонично развитый гуманист, убеждений которого не могуть пошатнуть никакие превратности судьбы: "Соединеье знанья, красноречья и доблести".
Он вполне соответствует образу "настоящего человека", который Шекспир рисует в монологе Гамлета, адресованном Горацио:


«Горацио, ты изо всех людей,
Каких я знаю, самый настоящий»
«…Ты знал страданья,
Не подавая виду, что страдал.
Ты сносишь всё и равно благодарен
Судьбе за гнев и милости. Блажен,
В ком кровь и ум такого же состава,
Он не рожок под пальцами судьбы,
Чтоб петь, что та захочет. Кто не в рабстве
У собственных страстей? Найди его,
Я в сердце заключу его с тобою,
В святилище души…»


В устах Гамлета-Высоцкого, монолог "Быть или не быть" становится не выбором между жизнью и смертью - это, для истинно религиозного человека, вопрос риторический.

И даже нет выбора между сражением за свою, оказавшуюся в руках пьяницы, убийцы и интригана, страну, с очень малыми шансами выжить и счастливой, обеспеченной жизнью с любимой женщиной.
Для гуманиста ответ один - только сражение ради выполнения долга перед народом. Даже, если впереди, практически, неизбежная смерть.


Такой правитель, как Гамлет «…В мечтах о славе" не превратит своих подданных в "обречённых" людей

"Готовых лечь в могилу, как в постель,
За обладанье спорною полоской,
Столь малой, что на ней не разместить
Дерущихся и не зарыть убитых»


Гамлет умеет любить и дружить, ценит искусство, знает и любит философию.



Владимир Высоцкий блестяще играет роль принца. Он потрясающий артист. Но, он и в жизни и по масштабу личности и многим качествам идентичен шекспировскому принцу: он также, как и Гамлет, имеет полное право сказать о себе: "Меня можно расстроить, но играть на мне нельзя". Даже самой судьбе может это сказать,

потому что он стержневой человек, а "не рожок под пальцами судьбы, чтоб петь, что та захочет".
Он это доказал всей своей жизнью.

Спектакль состоялся в ноябре 1971 года. Владимиру Высоцкому было 33 года.
Этот спектакль, по признанию самого Высоцкого, стал главным спектаклем его жизни. Он получил признание не только в СССР, но и за рубежом, победив на гамлетовском фестивале.

Но, к сожалению, мы с мужем, этот спектакль не видели, хоть и была у нас такая возмжность.
Более того, году в 1976-м, Владимир убеждал меня, что надо, обязательно, прочитать "Гамлета" Шекспира, а затем посмотреть "Гамлета" "На Таганке". Потому что это "моё"
Но, мы не посмотрели. Не успели. Так уж получилось. Мне очень жаль.
Только после смерти Владимира Высоцкого, я поняла, как он был прав.
И очень жалею, что спектакль не посмотрела. И не смогла с Высоцким о нём поговорить.

Но, тем не менее, если бы не Владимир Высоцкий, я, наверное, "Гамлета" бы для себя не открыла.
Поэтому я считаю, ныне одну из самых любимых мною пьес Шекспира "Гамлет", посмертным подарком мне от Владимира Высоцкого.
Огромное ему за это спасибо!

Tags: Владимир Высоцкий, Воспоминания, Рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments