luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ВЫСОЦКИЙ, ЗОЛОТУХИН И ПРИНЦ ГАМЛЕТ.


ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ВЫСОЦКИЙ, ЗОЛОТУХИН И ПРИНЦ ГАМЛЕТ.

Мы предельно редко спрашивали Высоцкого о том, что происходит, в "Тетре на Таганке".
Но, ссора Владимира Высоцкого с Валерием Золотухиным, из-за того, что, Любимов, в отсутствии Владимира, предложил роль Гамлета ещё и Валерию, бурно обсуждалась. Оба артиста уже были очень известными людьми, особенно Высоцкий, и интерес к этому событию был понятен. Все задавали себе вопрос о том, почему Владимир, который, при своём взрывном характере, был очень отходчив и, обычно прощал то, что мало кто мог простить, практически, разорвал дружеские отношения с Валерием. Навсегда.

Мы не были исключением. И, однажды, мой муж спросил Владимира о об этой истории. Я при этом присутствовала.
Диалог был примерно таким:
- Володя, а что у тебя за история с Золотухиным и "Гамлетом".? Говорят, что он тебя предал.
- Нет, Валера меня не предавал. Он предал самого себя
- Каким образом?
- Он знал, что не потянет Гамлета, и взялся за эту роль. Он бы её испортил.
- Но, у него могло быть другое мнение.
- Нет, я ему объяснял, почему эта роль не для него.

Мы с мужем поняли, что Золотухин поменял мнение о своих актёрских возможностях, а Владимир это осудил, руководствуясь очень жёсткими профессиональными требованиями. Требовательность Высоцкого, в профессиональном плане, была известна.
Но, так или иначе, Владимир чётко сформулировал, что Валера его не предавал, а предал себя, то-есть, неправильно рассчитал свои силы. Согласитесь, что между "неправильно рассчитал свои силы" и "предал" - дистанция огромного размаха. Поэтому, мы пытались остановить тех наших знакомых, которые обвиняли Золотухина в том, в чём сам Высоцкий его не обвинял.

Когда же я, наконец, перечитала "Гамлета", я поняла, что содержание знаменитой пьесы Шекспира, вовсе не исчерпывается борьбой дяди и племянника за власть. Я поняла, каким масштабным и детальным человеком надо быть, чтобы понять и прочувствовать, а затем и показать зрителям всю глубину этой потрясающей пьесы. Невиданной по концентрации смыслов в таком маленьком объёме.
Каким огромным должен быть талант человека, его самоотдача, чтобы заставить поляков, стоя аплодировать Гамлету-Высоцкому, о чём рассказывает Ольбрыхский; чтобы заставить замечательного и таланливейшего журналиста Георгия Елина, 6 раз ходить в "Театр на Таганке", именно, на "Гамлета".

Владимиру Высоцкому в понимании этой пьесы, в выстраивании её - ведь это, практически, была совместная работа с режиссёром, помогла его духовная схожесть с принцем Гамлетом, а значит, с Шекспиром. Потому что Шекспир, устами идеального, с точки зрения гуманистов правителя, делился с читателями и зрителями самым для него сокровенным.
Высоцкий, всегда отличался детальностью в работе и , почти мгновенным пониманием людей и всего нового. Он был не только очень умным, но и очень эмоционально чутким человеком. Потому так легко понимал людей и перевоплощался в них. Иногда, в очень далёких ему персонажей.

Но, в этой пьесе, он нашёл героя, очень близкого самому себе. По системе ценностей, по восприятию искусства, по жизненной стойкости.
Владимир Высоцкий, ведь и в жизни был "соединеньем знанья, красноречия и доблести".

Он, также, как и Гамлет, мог сказать людям:
"Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя"

"Я не рожок в руках судьбы, чтоб петь, что та захочет" - разве это не о Владимире?

"Двух тысяч душ, десятков тысяч денег не жалко за какой-то сена клок!" - разве не так думал бард-гуманист о походе Фортинбраса?

Владимир понимал, что он поднял роль Гамлета на новую высоту, которая за пределами возможностей других артистов "Театра на Таганке". Он очень просто и на равных общался с людьми. Но, он ощущал в себе силу,
которая была присуща именно ему.
Он очень много вложил в своего Гамлета. Понятно, что ему очень не хотелость, чтобы принца датского упрощали.

Он всё это объяснял Золотухину до ссоры. потому что играть Гамлета хотели все. Он понимал, что талантливый артист Валеий Золотухин, замечательно игравший многие другие роли, эту роль упростит. И это будет уже не тот Гамлет, которого Юрий Любимов создавал именно для Владимира Высоцкого, учитывая, именно его возможности.
Если бы не было предварительного разговора о роли Гамлета, Высоцкого и Золотухинв, Володя так резко и не реагировал бы.

Когда я прочитала дневники Золотухина, я поняла ещё одно. Артисты "Таганки" очень завидовали популярности Владимира, его возможности, часто и подолгу, жить за рубежом. И, постоянно, наговаривали Золотухину на его друга. Они ему внушали, что он сыграет Гамлета не хуже, а даже лучше, чем Высоцкий. И он поверил им, а не своему другу. Пусть на время. Но, это было очень оскорбительно для Высоцкого, который, в своё время отказался от роли, которую ему предлагали, в пользу Валерия Золотухина. Считая, что эта роль очень подходит его другу.
Долго слушать наговоры на человека и оставаться его другом, нельзя.
Судя по многим интервью Золотухина, он хорошо это понял. И очень о многом сожалел. Он, до конца своей жизни, искренне любил Владимира Высоцкого. И хорошо относился к его детям. Помогал им после смерти Высоцкого. Об этом, неоднократно, рассказыала Людмила Абрамова, вторая жена и мать детей Владимира Высоцкого.

У Высоцкого и Золотухина не было нерукопожатных отношений. Люди, как водится, преувеличивают.
Валерий вспоминал, как Высоцкий помогал ему в "Маленьких трагедиях" , но, прежние, доверительные отношения мнжду двумя друзьями так и не восстановились.

А Любимов, после смерти Владимира Высоцкого, никому другому так и не отдал главную, для Высоцкого роль в его жизни - роль принца Гамлета. Которая являлась, во многом , и его самовыражением.
Всё это, сегодня, нам хорошо известно.

Очень жаль, что так закончилась многолетняя дружба двух талантливых людей. Но, в жизни так бывает.


Tags: Воспоминания, Высоцкий, Рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments