luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. 1972-1974 ГОДЫ. ч.5. СО СТРАНОЮ ВМЕСТЕ.



ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. 1972-1974 ГОДЫ.
ч.5. СО СТРАНОЮ ВМЕСТЕ.

В России, после Александра Пушкина, было очень много замечательных, даже гениальных поэтов. Тот же "Серебряный век" подарил стране, да и всему миру, блестящее созвездие талантливейших и очень ярких поэтов.
Потрясает мощь и разностороннесть Владимира Маяковского.
Знаменитая пятёрка поэтов: Булат Окуждава, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, собирала стадионы восторженных слушателей.
Но, всё-таки, такой всенародной любовью своих соотечественников, какой был окружён Владимир Высоцкий в расцвете своего творчества, после Александра Пушкина не пользовался никто.
Недаром, Андрей Вознесенский назвал Высоцкого "Всенародным Володей".

Почему? Какие черты личности и творчества поэта это определили?

Владимир Высоцкий, как говорил друг поэта, Иван Дыховичный, был типичным представителем передовой интеллигенции своего времени. Но, "типичность эта была гораздо более высокого порядка." Он гораздо глубже, чем другие, чувствовал проблемы своего времени, своего народа. Владимир был великим гуманистом - он очень любил свой народ. Он не только интересовался всем знаковым, что происходило в его стране, он этопереживал. У него было огромное чувство сопричастности.

Для Владимира Высоцкого было характерным редкое сочетание эмоциональности, позволявшей чувствовать все оттенки происходящего и чёткой логики мышления. Высоцкий был очень умным человеком. Он считал своей задачей писать так, чтобы его строки заставляли людей и сопереживать и задумываться над теми проблемами, которые он поднимал.

Военное детство и хрущёвская оттепель определили систему ценностей шестидесятников, к которым можно отнести и Владимира Высоцкого - ему, в знаковом, 1956-м году, было уже 18 лет. Фундаментом этой системы ценностей сталили такие высокие понятия, как дружба, братство, взаимопомощь, помощь больным и слабым; полная самоотдача в работе и самоотверженность; уважение к личности человека, независимость и неприкосновенность личного пространства каждого; возможность свободного выбора и свободного творчества; стремление к полной демократизации общества и отсутствию лжи в отношениях между властью и народом.

В послевоенные годы произошло много разнонаправленных событий, которые негативно изменили психологию и систему ценностей многих советских людей
Люди пережили страшный период послевоенной сталинской реакции под флагом "борьбы с космополитизмом", начавшейся с убийства Соломона Михоэлса - председателя Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), продолжившийся расстрелом членов ЕАК и закончившийся абсурдным "делом врачей", обвинявшихся в умышленном убийстве крупных функционеров КПСС. От планируемого расстрела несчастных врачей, из которых многие были евреями, спасла только смерть Иосифа Сталина, в 1953-м году.
В результате, сталинская кампания по "борьбе с космополитизмом" породила не только бытовой, но и государственный антиссиметизм, в СССР, на многие годы.

Разоблачение Культа личности Сталина в 1956-м году; хрущёвская оттепель, сопровождавшаяся освобождением множества заключённых, реабилитацией ряда невинно осуждённых; полные стадионы людей, приходивших слушать стихи передовых поэтов - всё это породило море надежд на светлое будущее.
Но, оттепель оказалась недолгой. Реабилитировали далеко не всех, кто этого заслуживал. Новая власть боялась рассказать всю правду народу.
Никуда не делась цензура. Истории с Борисом Пастернаком, Василием Гроссманом , показали, что опять "всё не так, всё не так, как надо".

С приходом к власти Леонида Брежнева, политический режим ещё больше ужесточается - в конце 1960-х, начинается прямая попытка восстановления культа личности Сталина. Начавшаяся реформа Косыгина-Либермана по переходу к рынку ( хозрасчёт) тормозится брежневцами.
Во 2-ой половине 1970-х, Брежнев сажает страну на нефтяную иглу. Начинается экономический застой. Жившие в страхе при Сталине обитатели Кремля хотят вознаградить себя беззаботной жизнью рантье.
Делая ставку, в основном, на добычу и продажу нефти . Ассигнования на научные разработки и необходимую модернизацию советских предприятий сокращаются. Или совсем исчезают. На протесты председателя Совета министров Косыгина, никакой реакции нет
Появляются "НИИ-ЧЕВОКИ".
Экономисты западных стран критикуют политику "нефтяной иглы". Некоторые предсказывают СССР несчастья, вплоть до распада СССР при падении цен на нефть. Но, престарелым кремлёвским функционерам безразлично, что там учёные говорят. Они уверены, что , на их век и потребности нефти хватит...

У Высоцкого много друзей в НИИ. И он хорошо об этом знает. И переживает.

Но, тем не менее, восстановление самых жизненно-важных объектов разрушенной войной страны, к 1970-м, уже закончено. Строительство хрущёвок позволило многим людям получить отдельные квартиры, благосостояние общества, по сравнению с прежним, улучшилось.
Люди устали от пережитого. Многие, по примеру высшей власти, торопятся вознаградить себя за тяжёлое прошлое. Они обрастают вещами, которые становятся им дороже друзей и независимости. Ослабевает поддержка и взаимопомощь, единение народа, которые были характерны для военного времени.
Угодничество, жадность, цинизм, а, иногда и прямое предательство, безразличие, безответственность, безидейность, в СССР, растут.

Передовая советская интеллигенция, самым популярным представителем которой, в 1970-х, становится Владимир Высоцкий, выступает против негативных изменений в стране и в сознании советских людей.
Владимир Высоцкий не политик, он не знает механизмов управления страной, он не философ - у него нет никакой личной философской системы. Но, он невероятно талантлив. И всем своим творчеством Владимир Высоцкий выступает против дегуманизации человека, призывает его стать чище и лучше. Он, постепенно становится для людей нравственным лидером, который не боится говорить людям правду о них самих.
И, открыто, выражать недовольство тем, что происходит. Антисимметизмом "зачем мне считаться вором и бандитом"; неуважением к обычным людям: "а вы, прошу прощенья, кто такие?" ; непрофессионализмом ответственных людей: "наш бугай - один из первых на выставке, а сперва кричали, будто бракованный". И т.п.
Надо внимательно читать интервью Высоцкого.
В одном из них он прямо говорит, что хочет своими песнями сделать людей лучше. Потому что: "досадно мне, что слово честь забыто и, что в чести наветы за глаза".
А от наветов недалеко и до прямых доносов.

Темами творчества Владимира становятся, практически, все животрепещущие вопросы современности, волновавшие советских людей. Обсуждавшиеся "на кухнях"
Назову несколько тем из, которые обсуждались, в 1970-х, "на кухнях" московской интеллигенции:

1. Остаётся актуальной тема ВОВ. Эта тема, к концу
1960-х, обостряется попыткой идеологов КПСС создать приукрашенную историю ВОВ

2. Обсуждается также попытка восстановления культа личности Иосифа Сталина и упрочнения железного занавеса от Запада и его идеологического влияния.

3. У советских людей возрождается интерес к различным религиям и национальным корням.

4. Обсуждается тема эмиграции советских евреев в Израиль и другие страны, по праву воссоединения с близкими родственниками.

5. Начинается обсуждение того, почему люди в СССР, стране, выигравшей войну, живут хуже, чем в ряде проигравших войну стран?

6. Обсуждается тема безразличия и безответственности властей СССР по отношению к своей стране. "Мою страну, как тот дырявый кузов, везет шофер, которому плевать".

Понятно, что Владимир Высоцкий принимает участие в таких обсуждениях. "На кухнях".
Потому что переживает всё, происходящее с его страной.

Tags: Владимир Высоцкий, Воспоминания, Поэзия, Рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments