luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. 1975 - 1980 Годы. ЧАСТЬ 2

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. 1975 - 1980 Годы. ЧАСТЬ 2. "САМ СВОЙ ЛОЦМАН, САМ СВОЙ БОЦМАН, САМ СВОЙ КАПИТАН"

Очень трудно писать о том, что было давно. Очень плохо всё датируется. Встают перед глазами отдельные эпизоды. Вне времени. Ассоциативно вызванные каким-то событием, какой-то песней.

Сегодняшнее моё воспоминание вызвано очень мощным исполнением Высоцким песни "Какой большой ветер" Новеллы Матвеевой. Которого я раньше не слышала.

Сравните, пожалуйста, исполнение Высоцкого и исполнение Матвеевой вышеназванной песни.


Новеллу Матвееву я очень люблю. Понятно, что эту песню в её исполнении, не раз слышала. У неё чисто женское исполнение. На остров любви, на котором она с любимым, напал "Большой ветер", который производит страшные разрушения. Она их перечисляет. Ей было бы совсем страшно, но, рядом с ней сильный, верный и надёжный мужчины, который и с "Нептуном справится". Она с ним, как за каменной стеной. Поэтому она спокойна. Она уверена в том, что он исправит все беды  разрушения, которые оставит после себя ветер.

Высоцкий, совсем по-другому показывает песню. Он её по своему, по актёрски, проживает. Это уже не просто песня, а  сценическая зарисовка, которая показывает слушателю соразмерность масштаба персонажа, которого Высоцкий, несомненно чувствует и видит, такому мощному природному явлению, как БОЛЬШОЙ ВЕТЕР.Перед нами сильный мужчина, по мощи ничуть не уступающий "Большому ветру". Он знает, что никакой жизненный ветер не уничтожит его острова любви. На котором рядом с ним такая же сильная женщина, как и он. И они - вместе, вдвоём, справятся с любой жизненной напастью

Обратите внимание на то, что Высоцкий не только интонационно, совсем по другому, не так как Матеева, исполняет  её песню, но и не поёт последний куплет песни, тем усиливая  предпоследний :

Какой большой ветер!
Ох! Какой вихрь!
А ты сидишь тихо,

И ты сидишь рядом (замена строк, у Матвеевой, в тексте: А ты глядишь нежно, А ты сидишь тихо,)
Тебя нельзя стронуть:
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.

Такое решение усиливает  нежность к человеку, который сидит рядом. И никогда не уйдёт, не предаст. При любом жизненном вихре.

Высоцкий перфекционист. И новатор. Он не может не переработать песню творчески...

Не люблю, когда Высоцкого начинают разделять на актёра, поэта, композитора, режиссёра, творца. И т.д.
Это, какое-то, уж извините, с моей т. зрения, тупое теоретизирование.
Владимир Высоцкий, всегда был Владимиром Высоцким. ЛИЧНОСТЬЮ с Большой буквы. Многогранной. Он актёр всегда. Поэт всегда, очень музыкальный человек - всегда. Мне и многие его мелодии нравятся.

Да, Высоцкий, к сожалению, очень мало раскрыл себя в кино. Потому что сам по себе был ярчайшей индивидуальностью.

И да, он, конечно, в первую очередь был творцом. Потому что всегда "В НАЧАЛЕ" "СЛОВО".

Я понимаю Павла Леонидова, который уже после смерти Высоцкого, обнаруживает, что Высоцкий был "творец" и очень глубокий человек - он, как и Марина, в первую очередь, думал о здоровье Владимира. Мы-то не сталкивались с их бедой.
Теперь, пройдя через многое, я понимаю родных и близких Высоцкого, которые, в своих  "Воспоминаниях", говорили, в первую очередь, о болезни. Потому что эта болезнь убивала Владимира, сокращала его жизнь. И их мысли, в первую очередь, были направлены на борьбу с ней.

Да, творец, в первую очередь. У Владимира, всегда, сразу, возникало своё восприятие событий, сценариев, да, всего на свете. Это не значит, что оно , всегда не совпадало с общепринятым. Очень даже многое с восприятием передовой интеллигенции его времени совпадало. Володя был типичный шестидесятник. Только, по выражению Ивана Дыховичного, его восприятие было на много порядков выше среднего. И мощнее.

Это его собственное вИдение могло, запросто, не совпадать с вИдением автора сценария, с режиссёрским.
Володя был, на нашем жаргоне разработчиков новой техники, разработчиком в своём деле.
Наверное, потому мы, сразу, почувствовали , что он наш человек..
А как работает разработчик?
Он, сначала, изучает то, что есть. Критикует - разработчики первые критиканы...
А потом, предлагает, что-то своё. НОВОЕ. Нещадно исправляя в старом то, что кажется разработчику подлежащим исправлению и выбрасывая то, что он считает негодным.

Володя, как-то нам рассказывал, что у него, из-за такого вот его отношения к чужому сценарию, был конфликт с режиссёром театра им. Пушкина? Или какого-то другого, в котором он работал до "Таганки" - не помню.
Высоцкому дали, плохой, с его т. зрения, текст для работы. Он его, понятное дело, исправил, чего актёру делать не положено. И пошёл к режиссёру утверждать. Убеждать, что так лучше.

Как там они разговаривали, я уж не знаю. Но, режиссёр пытался молодому артисту объяснить, что что-то менять в тексте роли, не в его компетенции. И наталкивался на наивный вопрос: "А, почему, есл так лучше ?".
Наверное, преподаватели в ВУЗе, студентам разрешали сценарий обсуждать, не взирая на личности - это же учебное... А по жизни это совсем не так...
И, до Любимова, в театрах, Высоцкому указывали на его место - место актёра-исполнителя.
И ладно, в кино. Там, всё-таки, нет такого прямого взаимодействия с залом, как в театре.
А в театре, в котором прямой контакт со зрителями на первом месте, много раз повторять то, что категорически не нравится, Владимиру было очень тяжело.

Высоцкий рассказывал, что однажды, вышел на сцену и произнёс что-то не из исходного, а из уже исправленного им текста. Перепутал ли он своё с исходным, сделал ли это из присущего ему, иногда, озорства, я не знаю. Но, режиссёр возмущался, и очень Высоцкого ругал...
Великим счастьем для Высоцкого было найти своего режиссёра, Юрия Любимова. Который давал ему простор для воплощения его собственного вИдения.
Пусть ограниченный.

Я уже много раз говорила, но, вынуждена повторять, что , с моей точки зрения, Высоцкий был человек-театр. И поэтический и не поэтический.
Так случилось, что мы, по жизни, сначала, столкнулись с Высоцким в амплуа: "Врун, болтун и хохотун". С чисто прозаическим текстом. Но мне кажется, что его домашние импровизации, ничем не уступали ни его песням- спектаклям, ни его лучшим актёрским работам, в которых ему позволяли вложить что-то своё, режиссёрское.
Я, наверное, надоела всем повторением одного и того же тезиса: Высоцкого нельзя разделять на поэта, прозаика, актёра, режиссёра, композитора. В нём всё это было слитно. Он вот так, комплексно, ощущал жизнь.
Он был органически цельный в своей многогранности человек. Стержневой. Постоянный в своих достоинствах и недостатках. Менявший сам себя, потому что и главным своим критиком был он сам.
Говоря словами той же Новеллы Матвеевой, Владимир Высоцкий был из разряда тех, не ведОмых людей, про которых можносказать: "САМ СВОЙ ЛОЦМАН, САМ СВОЙ БОЦМАН, САМ СВОЙ КАПИТАН".
Это не значит, что он ни к кому не прислушивался. Это значит, что он сам выбирал, к кому и к чему прислушиваться.

Tags: Владимир Высоцкий, Воспоминания, Рассказы, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments