luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

ДЛЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО РОЛЬ ГАМЛЕТА БЫЛА НЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕМ, А САМОВЫРАЖЕНИЕМ

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
И СНОВА ГАМЛЕТ...

ДЛЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО РОЛЬ ГАМЛЕТА БЫЛА НЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕМ, А САМОВЫРАЖЕНИЕМ.

Владимир Высоцкий за свою короткую жизнь сыграл немало ярких ролей. Как в театре, так и в кино. Но, к роли шекспировского Гамлета, у Высоцкого было особенное отношение. Оно сильно отличалось от отношения к этой роли великого множества артистов, для которых сам факт того, что им поручена роль Гамлета, являлся фактом признания их артистами самого высшего класса, а уж успех в этой роли, сразу возносил на самую вершину артистического Олимпа.

Были ли подобные мотивы определяющими для Владимира Высоцкого, хотя, такие мотивы, несомненно присутствовали ?
Ведь, роль Гамлета очень сложная и требует огромного актёрского мастерства. А Высоцкий, в творчестве своём был перфекционистом, стремящимся к решению максимально сложных задач.
Нет, конечно, эти мотивы не были определяющими.

А, какие же мотивы были основными в формировании особого отношения Владимира Высоцкого к роли Гамлета?
На этот вопрос, на мой взгляд, можно ответить, только проанализировав пьесу "Гамлет" Вильяма Шекспира, которую зрители, впервые, увидели в самом начале 17 века. Которая, как бы открывала Новый Век. А на Новый век, люди, всегда возлагают большие надежды
И, конечно же, проанализировав феномен Владимира Высоцкого.

Гуманистическре творчество Великого Шекспира, всегда потрясало и потрясает людей. Но, пьеса "Гамлет" является признанной вершиной его творчества.

"Гамлет" Шекспира отличается от всех других его произведений тем, что это лирико-философское произведение.
Практически, это, на мой взгляд, непревзойденная пропаганда основ мировоззрения нового для того времени течения философов-гуманистов, взгляды которых разделял Шекспир.
Изложение основных положений этого учения он доверяет идеальному, с точки зрения гуманистов, претенденту на управление страной, принцу датскому Гамлету, который, как и его друг Горацио, учился в колыбели гуманизма того времени - Виттенбергском университете.
Стоит только сравнить монологи Гамлета с основными положениями учения гуманистов того времени, чтобы в этом убедиться. Они есть во множестве учебников.
В то время, из-за отсутствия поголовной грамотности, театр часто использовался для пропаганды.

Духом гуманизма, любви к простому народу, неприятием сословного деления общества, проникнуты и почти все поступки Гамлета - абсолютно все способствует созданию портрета нового человека, правителя нового типа. Который противостоит политикам других типов.

Пьеса эта, невероятно концентрирована в информационном плане. Шекспир не только рассказывает о философии гуманизма, он оставляет, практически, свое политическое завещание потомкам - всегда предпочитать политиков-гуманистов политикам других направлений. Он рассказывает о своем личном отношении к искусству, религии, любви и дружбе. Устами того же Гамлета.

Владимир Высоцкий тоже очень крупный и многогранный человек. Поэт и бард гражданской направленности, великий гуманист. Символ своего времени.
Для Высоцкого тоже характерно стремление к невероятной концентрации смыслов при максимальной простоте и точности их выражения. К философичности. Он вполне разделял основные постулаты учения гуманистов.
Как и принц датский, Высоцкий считал, что
"настоящий человек" - "не рожок в руках судьбы, чтоб петь, что та захочет". Что и доказал всей своей жизнью. Как и Гамлет, Владимир Высоцкий мужественно сражался "с целым сонмом бед", "не подавая виду, что страдал".
Владимир, с полным правом мог сказать о себе то, что говорил о себе Гамлет: "Вы можете меня расстроить, но играть на мне нельзя! ".
Не каждый артист может это о себе сказать, не правда ли?

Гуманист Высоцкий так же, как и принц Гамлет, осуждал отношение к людям, как к пушечному мясу: "со стыдом, смотреть на двадцать тысяч обреченных, готовых лечь в могилу, как в постель за обладанье спорною полоской, столь малой, что на ней не разместить дерущихся и не зарыть убитых".

У Высоцкого было такое же отношение к Дружбе, как и у принца Гамлета. По воспоминаниям друзей, Высоцкий готов был, в любой момент, броситься на помощь другу. Да и не только другу. Владимир готов был сделать все что мог, для любого приличного человека, попавшего в беду.
У Владимира Высоцкого тоже было стремление к невероятной концентрации смыслов. К философичности. Давайте вспомним, какая концентрация смыслов, хотя бы в  письме колхозника Коли своей непутевой жене.
Я уже не говорю о военном цикле его стихотворений.
Концентрация смыслов, в лучших произведениях Высоцкого, упакованность информации, поражает. Широта тематики и потрясающая точность передачи персонажей, потрясает.
Высоцкому, как и Шекспиру, хотелось заставить людей переживать, думать и становиться лучше.

Высоцкий, в своих песнях, был голосом множества разных людей. И они любили его творчество, потому что "счастье, когда тебя понимают".
Но, Высоцкому тоже хотелось, чтобы, кто-то, выразил его, самые заветные и главные мысли. Текстом. Голосом он мог быть и сам.
Текст пьесы Шекспира "Гамлет" был ему невероятно близок.

И Юрий Любимов, в своем спектакле, это учел. Линию Фортинбраса, политика-рыцаря нового поколения, он выбросил. Скорее всего, из цензурных соображений.
Это дало ему возможность раскрыть не только актерские возможности Владимира Высоцкого, но и его личность, как символ Гамлета Нового поколения. И показать всем, что кардинальные вопросы, озвученные Шекспиром в пьесе "Гамлет", вечны.

А Высоцкому позволило достигнуть наивысшего самовыражения, именно, в роли Гамлета. И получить, в этой роли, признание не только в своей стране, но и международное признание.

После смерти своего любимого ученика, Юрий Любимов спектакль "Гамлет" снимает из репертуара театра. Понимая, что так, как Высоцкий, эту труднейшую роль, не сыграет никто.


            

Tags: Владимир Высоцкий, Советский Союз, рассказы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments