luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. 1974 - 1975 ГОДЫ.ПОЭЗИЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ЧАСТЬ 2.




ВСПОМИНАЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. 1974 - 1975 ГОДЫ. КОНЦЕРТЫ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ПОЭЗИЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. САТИРИК АЛЕКСАНДР
ИВАНОВ И ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО О ПОЭЗИИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ЧАСТЬ 2.
От моей встречи в Липецке с поклонниками Владимира Высоцкого до нашей новой встречи с Высоцким прошло много времени. У нас дома уже было довольно большое количество записей его песен - правда, плохого качества и большая тетрадка текстов этих песен. Мы уже побывали на одном концерте Владимира.
В это время, я думаю, уже вся Москва слушала песни Владимира Высоцкого. А, если кто-то не слушал их специально, то всё равно их слышал - они звучали уже в каждом московском дворе.
Но, Владимир, никак, не демонстрировал какого-либо превосходства.
Оставался весёлым, очень доброжелательным человеком, моментально всё понимавшим и всегда готовым придти на помощь.

Высоцкий приехал к нам поздно - я уже была дома. За книгами, которые купил ему мой муж. Для каких-то подарков. Открыла ему дверь я . И тут же ему сообщила , что он пишет потрясающие песни. И что мы были на его потрясающем концерте. Володя сказал, что уже знает об этом от моего мужа. И, что ему очень приятно, что его песни и его концерт нам понравились. Я хотела Володю накормить, но он сказал, что уже ужинал и будет только пить чай. Понятное дело, что я хотела с Высоцким поговорить о его песнях и стихах. Но, он начал расспрашивать меня о моей командировке. Когда я ему сказала, что его песни куда интереснее моей командировки, он сказал, что это не так. Что ему тоже интересно, чем мы занимаемся.
Что про его песни и стихи он поговорит с нами в другой раз. Ему хочется, сначала посмотреть на тексты песен, о которых будет идти речь. Как там они у меня записаны. Я расстроилась.
Володя это понял и сказал, что, сейчас торопится, а потом придёт ко мне "на завтрак, обед и ужин".
Когда Высоцкий потом, всё-таки, стал смотреть мои записи текстов песен, оказалось, что он прав. В текстах было много искажений. А некоторые тексты, вообще, только приписывали Высоцкому.
С записями было ещё хуже. Там был ужасный звук и от того, что это была не пойми какая перепись с уже переписанного. И от того, что переписывать тоже надо было уметь. И от того, что некоторые песни, вовсе и не принадлежали Высоцкому.
Владимира это очень расстраивало. Он говорил, что от его работы, если его не будут печатать и не будет аудио и видеозаписей, людям почти ничего не останется.
Вот от наших работ останутся описания, инструкции. Статьи. И всевозможные изделия .
Что у тех, кто пишет малоинтересные тексты для эстрады, есть сборники текстов песен, а у него даже этого нет.
Я тогда считала, что Высоцкому, всё-таки, надо пытаться вступить в Союз писателей. Я, по наивности, думала, что если Владимир вступит в Союз писателей, то к нему будут уважительнее относиться редакторы.
А, сейчас я думаю, что если бы он вступил в Союз писателей при Брежневе, ему было бы всё равно нелегко печататься. Цензоры боялись бы брать ответственность за его свободолюбивое творчество. Настаивали бы на правках. А он этого очень не любил.

А так, всё-таки, были концерты, на которых он сам себе был хозяин. И люди их записывали. Записывали его интервью . И это всё нам осталось.
Недавно я смотрела аудиозапись ответа Высоцкого на вопрос зрителя о том, почему не печатаются его стихотворения и тексты песен?
Владимир ответил, что, конечно, ему бы хотелось печататься. Но, это не от него зависит. Что, наверное, не стоит тратить много времени на редакции, если он, исполняя свои неподцензурные песни, сам себе хозяин. И теперь я думаю, что он был прав. Но, это, сейчас.
Тогда я думала иначе. И надеялась на то, что многие писатели, просто, не воспринимают новое сразу. Из-за того, что принимают какие-то правила как догму. Но, Высоцкий, в середине 70-х, стал уже настолько популярен, что в Союзе писателей тоже должны изменить своё отношение к нему. Ведь всё больше людей его слушает и в СССР и за рубежом. И этим, казалось мне, в Союзе писателей не смогут пренебречь.

Я уже рассказывала, что у нас в институте, как-то выступал сатирик Александр Иванов со своими пародиями на стихи советских поэтов. Потом была беседа, на которой сатирика спросили, о том, как у Высоцкого дела со вступлением в Союз писателей?
И как лично он относится к творчеству Владимира Высоцкого?
Александр Иванов ответил, что творчество Владимира Высоцкого навсегда, а имена бОльшей части членов Союза писателей как сейчас не знают, так и знать не будут. И что даже многих из тех, кто в 1970-е годы был популярен, забудут.
А Владимир Высоцкий будет с людьми всегда.
Я напомнила об этом Владимиру. Сказала, что у него же есть группа поддержки среди писателей. Например, Александр Иванов, Межиров, Слуцкий. Знаменитая пятёрка: "Окуджава, Рождественский, Ахмадулина , Вознесенский, Евтушенко", с которой он хорошо знаком - они же должны его поддержать. Они-то должны понимать глубину и новаторство его творчества.

Но, Владимир сказал, что Евтушенко, например, его профессиональным поэтом не считает.
Для меня это был полный шок. Я вообще, честно говоря, не очень любила Евтушенко, как поэта. Мне он казался и кажется сейчас малоинтересным. Поверхностным.
Но, мне казалось, что каждый профессиональный поэт должен понимать, что искусство Высоцкого, по-любому выше того среднего уровня, который был свойственен членам Союза писателей. Даже если творчество Высоцкого какому-то писателю, субъективно, не очень нравилось, то и ёжику было понятно, что оно выше того эталона, по которому должен был проходить кандидат в этот профессиональный Союз.
Среди поэтов-песенников, так, вообще, мало было, с моей т. зрения, профессионалов.
Я всё это выложила Высоцкому. И, на раз, разнесла поэму Евтушенко о "Братской ГЭС". Употребляя достаточно жёсткие выражения. Хотя и вполне цензурные. Мне эта поэма активно не нравилась.
Владимир меня внимательно, не перебивая, слушал. А потом, очень жёстко сказал: "Женщина не должна употреблять такие выражения. Евтушенко надо уважать хотя бы за "Бабий ЯР".
И я замолчала.
Когда, по ТВ, шла передача Эльдара Рязанова, и Евгений Евтушенко, снисходительно и свысока говорил о творчестве Высоцкого, нам с мужем это не понравилось.
.
Меня никто не убедит в том, что Евтушенко, ещё при жизни Высоцкого поступал этично, когда сообщал своим зрителям, что Высоцкий, по его мнению, не профессиональный поэт.
Да, я признаю, что то, что Евгений напечатал "Бабий Яр" - это был для того времени поступок, достойный уважения..
Но, то, что Евтушенко так некорректно вёл себя по отношению к Высоцкому, с которым был знаком и ранимость которого хорошо знал, мне не нравится..
Впрочем, все мы люди. И делаем ошибки. Евтушенко, через какое-то время после смерти Высоцкого признался, что он ошибался в оценке его творчества.
То, что искусство Высоцкого не понимали и не очень принимали такие талантливые, но работающие для элитной аудитории люди, как Тарковский, мне кажется вполне понятным. Владимир был очень демократичным и многогранным человеком. И писал для всех страт общества. Потому что его интересовали представители всех страт. Он
терпеть не мог пренебрежительного отношения к обычному простому человеку. Термин "маленький человек" был не для него.
Показательно то, что Владимиру Высоцкому довольно пренебрежительное отношение Тарковского к его творчеству, не мешало считать Тарковского одним из лучших советских режиссёров.
Что касается моей личной оценки песенного и поэтического творчества Высоцкого, то она изложена в моей работе "Живая вода".
Работа написана давно, но, хотя я, каждый раз и открываю для себя что-то новое, перечитывая стихи Высоцкого или вновь слушая его песни, взгляд мой на всё его творчество, как на энциклопедию быта и нравов советских людей, а на большинство песен Владимира Высоцкого, как на музыкальные, ювелирно построенные моноспектакли с очень большой концентрацией смыслов в очень малом объёме, практически не меняется. Я считаю "песни" Владимира Высоцкого новым синтетическим жанром. Одной из лучших его актёрских работ. Очень сложных.
Потому так мало тех, кто песни Высоцкого очень хорошо исполняет.
Но, не это главное.
Главное, что его песни несут людям гуманизм, доброту и заставляют сопереживать и думать.
И, значит, делают людей лучше и человечнее. А этого нам, сейчас, очень не хватает.

Tags: Владимир Высоцкий, Воспоминания, Искусство, Рассказы, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments