luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Categories:

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР И ЕГО ПЬЕСА "ГАМЛЕТ"

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР И ЕГО ПЬЕСА "ГАМЛЕТ"
(Авторский перепост с правкой. )
26 апреля 1564 года, в английском городе Стратфорд-апон-Эйвон, крестили новорожденного Уильяма Шекспира. Предполагаемая дата его рождения 23 -26 апреля 1564 года . Умер он в том же английском городе, в котором и родился, 23 апреля 1616 г. Ему был 51 год.
Но и это подвергается сомнению, так как есть есть разные предположния о том, кто именно писал, под этим именем бессмертные произведения. Как бы то ни было, мощь и бессмертие произведений Шекспира бесспорны. Их гуманистическая и философская направленность очевидны.

Особенно ярко они проявляются в пьесе "Гамлет".
Самом философском, самом концентрированном по содержанию и поставленным в нём вопросам, произведении великого драматурга.
По вопросам, кардинальным для всех времён и народов:
1. Должен ли человек смиряться перед несправедливостью и бедами, уготованными ему судьбой. Или сражаться «в смертельной схватке с целым сонмом бед» ?
2. Имеет ли человек право предпочесть самоубийство мучительной для него жизни?
3. Можно ли для достижения благой цели применять любые средства, вплоть до преступлений?
4. Должна ли и может ли государственная политика соответствовать нравственным идеалам своего времени? А, следовательно, быть нравственными люди, осуществляющие эту политику, политики?
5. Каким должен быть глава государства?
6. Каким должен быть «настоящий человек»?
7. Что такое настоящая дружба?
Разные авторы в разные времена, по-разному отвечали на эти вопросы. Их ответы зависели от их нравственности, их взглядов; от таких факторов, как их собственное восприятие пьесы. Но нас интересует, что хотел сказать своей трагедией сам автор – . Шекспир, который, конечно, в первую очередь адресовал её своим современникам и соотечественникам.

Время Шекспира было временем перехода Англии от феодализма к капитализму. Становились менее жёсткими сословные деления, уходило в прошлое рыцарство, всё большую роль играли деньги. Совсем недавно английский король стал культивировать в своей стране новую ветвь христианской религии – протестантскую.
Появилось новое, нравственно-философское течение, гуманизм., убеждённым приверженцем которого был Уильям Шекспир. Пьеса Шекспира "Гамлет" является высочайшего художественного уровня пропагандой этого нового учения, рассказом о нём зрителям. Давайте вспомним, что, в то время, многие были безграмотны. И пропаганда с театральных подмостков была обычным делом.

Как это осуществляет Шекспир? Он берёт стариный сюжет пьесы о сыне правителя Гамлете, хорошо знакомый его зрителям. Переносит этот сюжет в своё, новое время, оставляя психологию и поступки большинства своих персонажей прежними.

Но, он вводит совершенно другого Гамлета. Передового современника Шекспира. Который, в известных всем ситуациях, ведёт себя иначе, чем его древний прототип. Принц датский Гамлет и его друг Горацио, новые люди - гуманисты. Недаром, местом их обучения был Виттенберг, основанный в 1502 году - место появления протестантской религии и философии гуманизма. В 1517 году, преподаватель этого университета Мартин Лютер, вывесил 95 тезисов новой, протестантской религии. Которая уничтожала покупку индульгенций за грехи. И заявляла, что только личная ответственность перед Богом предстоит верующим людям. Что свои грехи люди могут искупить только искреннем раскаянием в содеянном зле и его работой по устранению этого зла.

Давайте вспомним немного о гуманистах XV –ХVII веков и о сущности их учения.
«Новые» для времени Шекспира люди, гуманисты, были верующими людьми. Они считали человека центром мироздания и подобием Бога. Их отношение к человеку не зависело ни от богатства, ни от положения на социальной лестнице; только от его личных качеств.
Они были убеждены в том, что человек создан Богом для того, чтобы преобразовывать мир, улучшая его. Поэтому и предъявляли к человеку очень высокие требования. Они считали, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и совершенству; считали, что человек должен бороться с превратностями судьбы, так как это испытания, посланные ему Богом. Даже если ситуация кажется безвыходной. Человек должен при любых обстоятельствах проявлять стойкость, "не быть рожком в руках судьбы, чтоб петь, что та захочет".
Гуманисты были убеждены в том, что любой человек, включая главу государства, должен нести личную ответственность перед Богом, он должен принимать взвешенные решения, а не "быть рабом страстей"; правитель особенно, потому что от его решений многое зависит.
Человек ни при каких обстоятельствах не должен терять способность к анализу, не должен становиться игрушкой в руках других людей, особенно нечестных, которые хотят его использовать в своих целях: «Меня можно расстроить, но играть на мне нельзя!»
Гуманисты считали, что надо всегда быть высоконравственным, жить по законам Священного Писания: ведь человек не знает своего смертного часа и в любой момент должен быть готов предстать перед Богом, «никто не знает своего смертного часа, так почему не собраться заранее?». Они высоко ценили человеческую жизнь, считали, что нельзя губить людей "ради вздорной славы", «за сена клок» или по прихоти.
Гуманисты высоко ценили такие человеческие качества, как умение любить, дружить, размышлять и наслаждаться искусством. Особенно высоко ценили они искусство древней Греции и древнего Рима, прославлявшие мощь и красоту человека. Древние стоики были для них образцом подражания.
Советское литературоведение оболгало принца датского, приписав ему рефлектирующую нерешительность. Оно не захотело понять его религиозности, его системы ценностей. Принц датский, в невероятно страшных, предельно эктремальных условиях, доказал верность своим гуманистичесеким убеждениям. Проявил велокое мужество и стойкость.

Пропаганду идей гуманизма Шекспир ведёт устами идеального с точки зрения гуманистов просвещённого принца-гуманиста Гамлета.

В пьесе три опорных монолога принца датского.
1. Монолог, который начинается с общеизвестной фразы: « быть или не быть? ». В этом монологе рассматриваются три модели поведения человека в ситуации, когда на него обрушивается лавина бедствий, победа над которыми маловероятна:
- не бороться и плыть по течению, но тогда человек будет вести себя, как животное - есть и пить и только;
- покончить жизнь самоубийством, но это недостойно верующего человека, для которого бедствия - испытания, посланные свыше. Он будет отвечать за такое малодушие в загробном мире;
- быть готовым к сражению с "целым сонмом бед".

Принц, как и полагается гуманисту выбирает сражение.
Ведь Гамлет "Соединенье знанья, красноречья и доблести", Так говорит о нём Офелия. Транслируя общее мнение.
Давайте не забывать, что погиб принц от яда, практически победив лучшую шпагу Дании. Давайте вспомним, что воинственный Фортинбрас приказал хоронить Гамлета, как воина. А он превыше всего ценил воинскую доблесть. Да и не мог быти иным сын прославленного рыцаря, с малолетства участвовавший в походах отца?
Откуда же миф о нерешительности ?
Из непонимания системы ценностей принца. Древний Гамлет движим местью, Гамлет-гуманист считает законным королевское возмездие за реально содеянное. Он должен, сначала разобраться.
И он устраивает проверку Клавдию. С помощью знакомых ему приезжих актёров. Гамлету-гуманисту нужно подтверждение сказанного Призраком его отца. Ведь Призрак мог быть послан нечистыми силами, чтобы оговорить Клавдия. Проверка подтвержает сказанное Призраком. Гамлет готов к возмездию при первой возможности.
Возможность убить дядю-убийцу, на первый взгляд, предоставляется Гамлету почти сразу. Он видит Клавдия во время молитвы. И ему очень хочется наказать его за содеянное.
Но, принц останавливает себя: он не убивает Клавдия во время молитвы потому, что по его верованиям, человек, убитый во время молитвы попадает в Рай, а он хочет оправить своего дядю-убийцу в Ад.
Получасом позже, принц, не задумываясь, пронзает мечом человека, подслушивающего за ковром. Потому что считает, что это - Клавдий. Убитый за неправедным делом дядя , прямиком, отправился бы в Ад. К сожалению, за ковром оказался Полоний.
Принц, ни секунды не колеблясь, отправляет на смертную казнь друзей детства, предавших его. Это возмездие за содеянное. Королевская казнь неверных подданных, по понятиям гуманистов, законна и правильна.
Гамлет всё детально объясняет своим современникам. Каждое своё действие. Он же рассказывает им об основах нового учения. С которым большинство из них они знакомится впервые.
2. Второй монолог рассказывает том, кого именно гуманисты считают "настоящим человеком" и настоящим другом. Этот монолог обращён к преданному другу Гамлета Горацио. Монолог не менее ценен, чем первый.
Он рассказывает зрителям о принципиально новом отношении гуманистов к людям, не связанном ни с сословной принадлежностью, ни с богатством. Только с личными качествами: стойкостью , верностью, пониманием. Он рассказывает том, кого именно гуманисты считают "настоящим человеком"
3. И, наконец, третий монолог - о ценности жизни каждого человека для гуманистов.
О недопустимости для правителей жертвовать жизнью подданых "за сена клок". Мысль, которая и в голову не приходила королям-рыцарям.
Но не только эти монологи, а практически все мысли принца датского вслух, все его речи, обращённые к Горацио, служат одной цели - пропаганде гуманизма.
И это понятно. Ведь Шекспир, как один из гуманистов, считал, что его народ и его страна будут процветающими и счастливыми только в том случае, если и они все и их правитель - просвещённый монарх, будут разделять взгляды гуманистов и жить, руководствуясь ими.
Пьеса "Гамлет" по форме - трагедия. Она заканчивается гибелью всех основных персонажей.
Но земная трагедия принца заканчивается его конечным торжеством. Он попадёт в Рай, ибо жил достойно. Гамлет виноват только перед сестрой Лаэрта. Но, Лаэрт успевает простить Гамлету его грех.
Через какое-то время, Гамлет встретится в Раю со своим любимым другом Горацио, со своей возлюбленной Офелией. А, по истечении какого-то срока - с отцом.
Все же его враги будут вечно гореть в адском пламени. Ибо были злодеями и умерли без покаяния.
Остаётся открытым только вопрос с Лаэртом, которого Гамлет успел простить за свою смерть. Но, который виновен и во многом другом.
Не только нравственные вопросы ставит в своей пьесе Шекспир.
Его пьеса является своеобразным политическим завещанием потомкам. Он выводит и противопосттавляет в "Гамлете" три вида политиков и трёх молодых людей, которые являются носителями этих типов.
Политика - завоевателя Фортинбраса, политика-интригана Лаэрта и политика - гуманиста Гамлета.
Следуя правде современной ему жизни, Шекспир обрекает на смерть своего героя - принца Гамлета.
По предсмертному выбору принца Гамлета, следующим правителем Дании станет Фортинбрас, король-завоеватель. Данию ждут войны. Но, по мнению Гамлета, а значит и Шекспира, было бы ещё хуже, если бы к власти пришёл король-интриган, который относился бы к своей стране, как к кормушке.
Уильям Шекспир чётко сформулировал своё мнение по поводу политиков-интриганов. Когда его спросили: "Считаете ли Вы интриганов умными", он ответил: "Нет, и у кошки хватает ума, чтобы гадить"
Пьеса Уильяма Шекспира, в первый раз вышла была поставлена в 1600-м или 1601 году, в Лондоне. Первое печатное издание её вышло в свет в 1603 году.

Прошло более 420 лет. Пьеса Шекспира "Гамлет" переведена на множество языков. Она ставится на сценах лучших театров мира, проходят международные гамлетовские фестивали, жизни и творчеству Шекспира и его пьесе "Гамлет" посвящено великое множество работ. Эта пьеса, по-прежнему волнует людей. И , по праву считается лучшей из лучших.

Вечная память непревзойдённому драматургу...
Tags: Искусство, Литература, Мир, Рассказы, Шекспир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments