luiza7 (luiza7) wrote,
luiza7
luiza7

Category:

О КРИТИКЕ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО ПРОФЕССИОНАЛАМИ

О КРИТИКЕ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО ПРОФЕССИОНАЛАМИ
Снова и снова сталкиваюсь с поклонниками Владимира Высоцкого, убеждёнными в том, что профи критиковали Высоцкого только из зависти.
Но, это же не так. Давайте, не будем говорить о патологических завистниках. Они того не стоят.

Но, многие профи не сразу восприняли творчество Высоцкого не из-за зависти, а потому, что оно было новаторским. И нарушало усвоенные ими в процессе обучения устоявшиеся правила и штампы. А Высоцкий эти правила нарушал.
Он делал это вполне сознательно. Потому что был не только поэтом, который писал стихи, но и новатором от Бога.
Владимир Высоцкий был абсолютно незаурядной личностью. Наделённой и массой талантов самого высокого уровня и любовью к людям с очень глубоким пониманием людей и среды их обитания.
Целью его искусства было рассказать и показать людям правду об окружающем их мире. Показать им их самих такими, какие они есть. Поделиться с ними общечеловеческими ценностями. Которые были и его, Владимира, личными ценностями. На основе этих ценностей объединить людей. Сделать их лучше и человечнее.
Демократ и гуманист, Владимир Высоцкий не делил людей на успешных и "маленьких". Всех "приличных людей" он априорно уважал и желал им Добра.
И не только желал, но и очень помогал "приличным людям" всю свою жизнь. Владимир был своеобразной скорой помощью по разным бытовым вопросам не только для своих друзей. Он помогал и малознакомым людям. И совсем не знакомым - в тяжёлых для них обстоятельствах. Просто потому, что был открыт для них. И радовался, когда ему удавалось людям помочь.
Об этом рассказывали Юрий Любимов, родные Высоцкого, его друзья: Леонид Филатов, Эдуард Володарский, Михаил Шемякин, Михаил Жванецкий и другие.
Даже мы, видевшие Владимира Высоцкого очень редко, были свидетелями случая, когда Владимир устроил в санаторий пожилую женщину - ветерана войны и вдову ветерана войны, с которой он случайно познакомился и узнал, какие у неё проблемы.
В творчестве Владимира Высоцкого люди увидели свою жизнь. Как она есть. Уважение и любовь к себе. И стали считать великого барда своим голосом. Так, как оно и было.

А Владимир Высоцкий - по совокупности своих талантов человек-театр и новатор, создал совершенно новый жанр в искусстве. Жанр поэтических, музыкальных, с очень концентрированным смысловым содержанием, моноспектаклей. Зафиксировавших жизнь, практически всех страт советских людей в разные времена. Для этого, ему понадобилось ввести в искусство тот разговорный язык, на котором общались между собой его, очень разные персонажи.
Задачей Высоцкого было заставить людей не только сопереживать его персонажам эмоционально, но и думать над очень сконцентрированным содержанием каждого моноспектакля. Многослойным. Непростым.
Владимир Высоцкий блистательно решил все эти труднейшие задачи. На первый взгляд, не очень совместимые.
В этом новаторском творчестве Владимира Высоцкого люди увидели свою жизнь. Как она есть. Уважение и любовь к себе автора... И стали считать Великого барда своим голосом. Так, как оно и было. Он стал для миллионов советских людей, по определению Андрея Вознесенского "ВСЕНАРОДНным ВОЛОДЕЙ". И это было самой высокой наградой. От народа. Которая значила для Высоцкого , куда выше любых официальных наград. Владимир Высоцкий сильно переживал, что его не печатают и не снимают для телевидения. И он не сможет оставить всего, что успел сделать, людям. Для которых работал.
Как хорошо, что он ошибался, и его искусство с нами. Как жаль, что он не дожил до того времени, когда его стихи стали печатать, его песни и интервью слушать во всём мире. Смотреть фильмы с его участием. Читать книги с его биографией. Открывать его музеи и ставить ему памятники в разных странах.

А что касается критики своего творчества от собратьев по искусству, то Владимир Высоцкий оказался в хорошей компании гениальных людей- новаторов, которых профи так же критиковали: Шекспира, Пушкина, Маяковского и других.

И именно эти люди-новаторы, как перечисленные мной, так и не перечисленные сделали в профессиональном плане столько, сколько и не снилось ни одному из их заурядных профи-критиков. С любым набором официозных званий.

Творчество трёх этих, перечисленных мною поэтов-новаторов, сегодня, в сокровищнице МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Навсегда.
А большинство их критиков, сегодня мало кто помнит.
Критиковали ли Владимира Высоцкого только заурядные люди, которые с трудом осваивали новое? Нет, конечно.
Основой восприятия зрителем или слушателем любого творчества является сопереживание, вызываемое как близкой ему системой ценностей, так и эмоционально-личностным отношением к тому или иному явлению действительности.
Ну, мог бы демократ и гуманист Владимир Высоцкий быть голосом какого-либо сноба? Сплетника? Клеветника?
Демократа и гуманиста, но любителя оперных голосов?
Понятно же, что нет. И это нормально.
Нет такого человека, искусство которого нравилось бы, абсолютно всем. Лев Толстой не любил Шекспира, Марина Цветаева критиковала Чехова.
И это хорошо. Потому что, благодаря разным эмоционально-личностным восприятиям всего на свете, мы получили многоцветный мир. И разделение труда, которое способствовало ускорению прогресса.
Но, такое явление, при котором огромное число представителей всех страт страны считает голос человека искусства своим голосом, а написанное им - энциклопедией своей эпохи, встречается предельно редко.
В истории русской поэзии, я лично знаю только Александра Пушкина и Владимира Высоцкого , творчество которых, отразившее всю эпоху своего пребывания на земле, является абсолютным и индивидуальным феноменом.
Мало изученное пока творчество Высоцкого предстоит изучать и изучать. Профессионалам.
Tags: Владимир Высоцкий, Искусство, Рассказы, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments